Первая встреча с Натальей Яковлевой
Наталья Кирилина
Наверняка кто-то удивится тому, что в век становления России из хаоса, поднявшейся от обломков рухнувшей советской цивилизации, творческая энергия продолжает жить наполненной жизнью. Рядовой читатель, не имеющий возможности, как это было когда-то, следить за большой прессой, всегда может в некоторой степени компенсировать эту потерю, читая «Порецкие вести», тем более что в газете публикуются произведения, достойные прочтения, появляются новые имена. Одно из этих имён – Наталья Яковлева. Она пережила жуткую боль утраты любимого мужа, погибшего в автомобильной аварии, и эта боль до сих пор в ней. У Натальи трое детей, которым она отдаёт свою безграничную любовь. Любимое занятие – вышивка бисером икон и картин. Недавно вошла в мир поэзии, и вот она перед вами, читатель, со своими наблюдениями и размышлениями о жизни.
* * *
Как ты почувствовал
прикосновение ВЕСНЫ?
Что видел, делал что?
И где витали твои мысли?
Были они чисты и глубоки,
Иль пустота была и жизнь без смысла?...
Как ты увидел АНГЕЛА полёт?
Быть может, просто с птицей перепутал?
Нет! Тронулся в тот миг прозрачный лёд,
Что сердце твоё холодом опутал.
Что ты почувствовал,
когда увидел СВЕТ,
Творя молитву на коленях в храме?...
Ты не ответил...
Я услышала ответ,
И мои слёзы истекли СЛОВАМИ...
* * *
Есть в разноцветной осени
Своё очарование...
В погоде переменчивой,
Как нервное дыхание,
В деревьях, что раздетые,
Как нищие стоят
По-своему прекрасные,
Свой потеряв наряд.
Есть в разноцветной осени
Особенное что-то...
И радоваться хочется,
И грустно от чего-то...
* * *
Два хороших сына у меня,
Две надежды, два живых огня.
Бьется время по великой трассе -
У меня две юности в запасе.
Жизнь горит во мне неугасимо,
У меня две вечности – два сына!
А ещё есть дочка у меня.
Нежное... Красивое дитя!
Мамой быть таких детей –
большое счастье!
Упаси нас, Бог, от всех напастей...
Как мы готовили себя к взрослой жизни
Я не осуждаю сегодня молодёжь за её времяпрепровождение, но мне кажется, что мы жили правильно, были более самостоятельными с самого малого возраста. Да, время бежит, наука стремится вперёд со скоростью света, всё вокруг совершенствуется, убыстряется и как будто бы делается для того, чтобы людям жилось комфортно. Малыши сидят за планшетами, ноутбуками и хорошо разбираются в них, также прекрасно ориентируются в сотовых телефонах различных марок. А про взрослых детей и говорить нечего. Сколько времени порой тратят зря, засиживаясь за играми.
В моём детстве была занята с пользой каждая минута. Ни мамы, ни папы днём дома не было: все на работе, иногда до ночи. Я, как и мои сёстры, была предоставлена сама себе. Но с самых ранних лет я понимала, что день должен пройти с пользой и для себя, и для других.
В шесть лет я пошла в школу, и никто меня, проживающую по улице им. Н.Крупской, не провожал и не встречал. Шли через большое поле, которое осенью и весной казалось бескрайним, а зимой – просто большим белым айсбергом, где мы, дети, терялись в сугробах. Один раз меня нашли по коричневому цигейковому воротнику, который торчал из-под снега. Жива – и все мои подруги и сёстры рады. Ни МЧС, ни скорой помощи, ни милиции – все сами.
Учились 6 дней в неделю, уроки заканчивались в 12-14 часов. Потом продлёнка. Из дома не выходили, пока всё не выучим. А вечером – друзья, горки, катание на санках, игра в снежки, догонялки, прятки.
Мальчики строили из снега крепости, прятались в них, выкапывая углубления, защищали себя от «врагов». Потом все дружно шли кататься на коньках (кто-то привязывал к валенкам «снегурки»). Катком служил огромный пруд, расположенный между улицами Горького и Кирова. И повсюду смех, радость, веселье. Малыши всегда рядом со взрослыми, играющими в хоккей. Неподалеку – гора. Редко у кого из нас санки были из магазина. В основном, большие деревянные сани, в которых ехало по двое - трое детей, или сварные, из металла, с одеялом на деревяшках. Как они мчались с горы! Одни только воспоминания остались… Никаких морозов мы не боялись! Прыгали с сараев в огромные сугробы, сами делали горки (во многих семьях было по трое детей), поливали их водой и снова катались, уже рядом с домом.
С девочками мы очень любили, выполнив все уроки, поиграть в куклы. Их у меня было более десяти: ходячих, говорящих «мама», малышей в ползунках и с соской во рту. Я приглашала подруг в квартиру и разрешала им играть с моими любимыми куклами. Мы укладывали их спать, водили в детский сад и в школу, объясняли примеры мелом на дощечках. Всё было как будто по-настоящему: дочки-матери. По всей видимости, в этой игре уже и закладывалась любовь к детям, семье, теплу и уюту.
Долго мы в то время не взрослели, не то, что сейчас. Второклассника уже ничем не удивишь, потому что он как взрослый. А я до 7-го класса расставляла кроватки, рассаживала кукол и укладывала их спать. И вы представляете, я нисколько об этом не жалею. К чему эта акселерация во всем? Пока ни к чему хорошему она не привела: слишком много знает ребёнок не по годам, быстро всё пробует, а потом пропадает интерес ко всему.
А мне хотелось бы вернуть наше время (хотя это невозможно) или рассказать о том, как мы хорошо и весело жили, люди не делились на бедных и богатых, замуж многие выходили целомудренными. Как легко и просто рождались дети (без денег) и как не боялись их рожать, потому что рубль оставался рублём. Как не стеснялись донашивать одежду за старшими, ходить в школу в валенках и бурках и ждать, что в старших классах тебе обязательно купят кожаные сапоги на каблучках и ты будешь в них «летать» по школе. Не боялись мы мыть в классе полы по очереди, поливать цветы, стирать с доски, что сегодня считается для учеников трудновыполнимым.
Я и детей своих стремилась так же воспитывать: постоянно их заставляла учиться и работать, потому что только труд делает человека благородным и помогает отвлекаться от плохих мыслей. Серьги им купила только перед выпускным балом, кольцами и золотыми цепочками не баловала. Надо, чтобы ребёнок умел ценить труд своих родителей и всегда стремился заработать сам, почувствовав «вкус» своего труда.
И в старших классах у нас всё было рассчитано по минутам. Мы с девочками успевали посещать все факультативы, где учителя нам объясняли задачи, которые мы не поняли на уроках. Сдавали в выпускном классе 7 государственных экзаменов, как бы нам не было трудно (сочинение, литературу устно, алгебру письменно, историю, химию, физику, английский язык) и вырастали всесторонне развитыми личностями, ориентируясь во многих науках.
Вечером наш класс ходил на тренировки по баскетболу. Играли почти все. И не просто играли, а выигрывали у всей школы и в районе. Учителя физкультуры (наши кумиры Каштанов В.А. и Глухов В.А.) настраивали нас только на победу.
А как мы бегали… На уроке физкультуры и на соревнованиях всех готовы были обогнать. Столько в нас было энергии, азарта и любви к спорту! На дистанциях 60, 100 и 1000-2000 метров наш класс был лучшим.
Когда в десятом классе мы с девочками шли с фермы после дойки коров и чистки навоза, слышали, как стучали клюшки на освещённой фонарями хоккейной площадке, расположенной около колокольни. Там наши парни играли в хоккей. И как играли! Загляденье! Прямо хоть в НХЛ бери!
Мы обожали и лыжи. Зимой в расписании уроки физкультуры были спаренными, потому что мы уходили на лыжах в лес. Двух уроков как раз хватало на всё: спуститься к Суре, пройти через неё, проехать несколько кругов по лесу и вернуться назад. Ядрёный воздух хвойного леса переполнял лёгкие. Такая красота была вокруг! А мы, задыхаясь, мчались вперёд, выполняя нормы ГТО. У многих были золотые значки, которые мы носили на школьной форме и гордились ими. С лыжами мы не расставались и в институте. В зимние каникулы приезжали домой и с друзьями уходили в лес, в наши любимые «сосенки». И спустя столько лет я и моя семья по-прежнему любим зиму и лыжи, в свободное время выезжаем кататься на лобачёвские озёра.
Рядом со спортом у меня всегда «шла» литература. Над моим письменным столом висели грамоты за достижения, где под каждой, на свободном месте, были записаны высказывания известных людей о писателях и поэтах. Я учила все эти высказывания и готовила себя к написанию сочинения по литературе на выпускных экзаменах.
Сегодня спросишь у детей о том, сколько страниц они прочитали за лето, на что они вяло, без огонька в глазах ответят: «Чуть более ста». А сами всё в телефон глядят, переписываются «ВКонтакте». Горько… И мы хотим без книг иметь грамотное поколение? Я всё лето читала по списку литературу, установив для себя норму – 50 страниц в день. Как это было непросто! Но от жары я спасалась именно чтением книг. И в институте было перечитано немало. Редкие книги мне находила мама и директор районной библиотеки Соловьёва А.Г. и я их возила большими сумками с собой на учебу.
Весь июнь у нас была практика, совсем не похожая на сегодняшнюю. В поле под солнцепеком мотыгами пропалывали или прореживали свёклу. Учителя отмечали наш приход строго. Работали мы с 8 до 11-12 часов дня. Летом парни подрабатывали ещё на комбайне в уборочную в колхозе.
Весь сентябрь старшеклассники, к тому же, трудились на сборе урожая: собирали картошку, которую колхозные машины еле успевали вывозить; грузили кормовую и сахарную свёклу на трактора. И ничего… Успевали и школьную программу пройти…На полном серьёзе взрослые воспитывали в нас любовь к земле. Вот почему мне легко трудиться на своём немаленьком огороде и собирать хороший урожай.
К тому же, и мальчики, и девочки посещали музыкальную или художественную школы. Кто-то учился играть на музыкальных инструментах, кто-то пел в хоре, солировал на сцене, а кто-то хорошо рисовал или танцевал.
Вот так мы себя растили и готовили к взрослой жизни. В этом мне помогали мама, бабушки, сёстры, школьные товарищи и, конечно, учителя.
Только такое воспитание, по моему мнению, помогает человеку не сломаться в жизни, преодолевать все преграды, достигать поставленной цели, быть сильным духом и телом и никогда не унывать. У меня в памяти слова русского писателя – драматурга А.П.Чехова: «В человеке всё должно быть прекрасным: и душа, и тело, и одежда, и мысли». На этом мы росли, и хотелось бы, чтобы родители всегда были примером для своих детей, внуков и правнуков. Я с мужем рядом с детьми всегда: и в детском саду, и в школе, и в институте. Пока все трое из них не закончили вузы и не положили на стол дипломы о высшем образовании.
А государство всё-таки сможет найти «золотую середину» в воспитании подрастающего поколения, так как и сегодня есть среди школьников такие, у которых день расписан до ночи: они успевают и хорошо учиться, и посещать спортивные секции, участвовать в конкурсах и олимпиадах, готовиться к ЕГЭ. Приятно, что некоторые выпускники нашей школы учатся в Петербурге и Москве, в лучших вузах страны, заканчивают их успешно и находят престижную работу. И, может быть, мы когда-нибудь услышим о заслугах нового поколения поречан.
М. Архипова,
с. Порецкое.