АУ «Редакция Порецкой районной газеты «Порецкие вести» Минцифры Чувашии ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ

 

Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

https://vk.com/por_press    https://t.me/porezkvesti

 

Устаревшая версия сайта
Новый информационный ресурс доступен по адресу  https://porezkvesti.rchuv.ru/
 

Они ковали победу в тылу

Баба Катя, несмотря на свои восемьдесят два года, еще бойкая. Она живет с сыном и со снохой. Они всегда на работе, а потому все домашние дела ложатся на плечи Екатерины Федоровны Куторкиной. Она и печку топит, и на огороде ведает грядками, и в сарае «командует». А ведь ростом с ноготочек. Особенно  сегодня: под тяжестью прожитых лет она сгорбилась. Глядя на эту хрупкую женщину, с трудом верится, что в войну она работала трактористкой. «Откуда только силы брались. Так сейчас никто не работает, как мы трудились в годы войны. В то время не было ни нормальной еды, ни одежды. Даже штанов не имели. А сегодня не жизнь, а рай. Дома газ, тепло, пенсию дают», – говорит труженица тыла.

Когда началась война, то многие девушки хотели учиться на медсестру, но в колхозе стало работать некому, и некоторых из девушек направили на учебу в школу механизаторов в с. Порецкое. «Мне пришлось на колесном тракторе «СТЗ» проработать восемь лет, – подключается к  разговору Григорьева Марфа Николаевна. – Трудно было. На поле находились сутками, спали в будке. А ведь нам было по 17-20 лет. Тогда больше всего боялись дезертиров. Нередко они у нас крали хлеб».

В селе Напольное Марфу Николаевну зовут баба Маша. «Я и сама не знаю, почему меня назвали Марфой. Не люблю это имя. Вот баба Маша – это по душе», – смеется она.  Баба Маша в молодости была видной, красивой и статной. Но так уж получилось («война, будь она проклята»), замуж вышла в 32 года. Со своим суженым прожила только 15 лет. В 1968 году он умер. С тех пор и вдовствует. Одна вырастила двоих детей. Ей 86 лет, но по сей день сохранила стройность: как говорят в народе, идет, кувшин с головы не упадет. Получает пенсию 3 тыс. 800 рублей. Свой век доживает с сыном, со снохой и внуком. Баба Маша по возрасту и по положению старшая в доме. Все бы ничего, но жалуется на ноги, которые «плохо слушаются». Но редко бывает, чтобы она на дню не сходила в магазин или в гости к дочери. «Мои родители прожили 83 года. Они одарили меня хорошим здоровьем. Нынешняя молодежь постоянно жалуется: тут кольнет, там болит. Да и пьют много, потеряв стыд и совесть», – продолжает разговор М. Григорьева.

Мы сидим в гостях у Е. Куторкиной. Услышав слова про здоровье, хозяйка продолжила тему: «И мне грех жаловаться на здоровье. Ни сердце, ни голова, – ничего не болит. Никакого секрета нет. Постоянно в работе, в движении».

 Екатерине Федоровне женское счастье улыбнулось в 1946 году.  После войны в родные края стали возвращаться фронтовики. Одним из них был Николай Иванович Куторкин, который получил ранение. Главное, что живой. Сразу же его назначили бригадиром. В то время семиклассное образование имели не все. Недолго они дружили, сыграли свадьбу. Народили четверых детей, к большому горю, сына Ивана нет в живых. Да и мужа Екатерина Федоровна похоронила 30 лет назад. Он оставил заметный след в истории села: работал заведующим фермой, председателем колхоза.

В разговоре назывались фамилии других трактористок, работавших в военные годы: М. Шабалкина, Т. Табакова, А. Кулясова, В. Сидоркина. А. Жегалина, А. Панышева. В живых только первые две. На тракторах работали и эвакуированные. Цепкая память собеседниц позволяет и сегодня многих называть по именам.

«Господи, как мы радовались, когда закончилась война, – рассказывает Е. Куторкина. – Эту радостную новость нам сказал  Николай Нестеров. Он из-за ранения вернулся чуть раньше, долгое время был механизатором. Мы кричали ура, обнимались, смеялись, как дети. Да нам этот трактор надоел до чертиков, особенно когда ставили на ремонт в Кожевенное, куда добирались пешком».

На вопрос, а смогли ли они сегодня завести трактор и тронуться с места, уверенно дают положительный ответ. «Да сколько раз перебирала по железякам двигатель. Иногда ночью во сне слышится рокот мотора», – улыбаясь, говорит баба Маша.

Ветераны труда живут недалеко друг от друга, но общаются редко. У каждой свои дела, домашние хлопоты. А вот когда встретились, дали волю своим эмоциям, воспоминаниям не было конца. «А помнишь», – то и дело они повторяли.  Да, трудная у них была жизнь. Много бед и горя принесла война. Рано ушли из жизни многие фронтовики. В последние годы государство больше внимания стало обращать на них. Конечно, мы преклоняем голову перед фронтовиками, их мужеством. Они отстояли мир. Но без надежного тыла не было бы и победы. И  в первых рядах так называемого второго фронта были женщины, которые в тылу ковали эту победу. Спасибо им за это.

 В этой статье речь шла о двух женщинах из Напольного. Немногие даже в селе знают об их ратном труде в годы войны. Давайте, уважаемые читатели и наши селькоры, вспомним и о других. Они пока среди нас.      

Г. Карпов.

    Газета Советская Чувашия Хыпар Чувашский государственный художественный музей  Чувашское книжное издательство 

Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациямСоюз журналистов РоссииСоюз журналистов Чувашской Республики  

 
 
Информационное наполнение сайта:
Буслаева Наталья Александровна (83543) 2-13-22
por_pres@cbx.ru
Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика