АУ «Редакция Порецкой районной газеты «Порецкие вести» Минцифры Чувашии ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ

 

Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

https://vk.com/por_press    https://t.me/porezkvesti

 

Устаревшая версия сайта
Новый информационный ресурс доступен по адресу  https://porezkvesti.rchuv.ru/
 

Трудовой и жизненный подвиг Татьяны Анбоевой

 Наталья Кирилина

 

2021 год – особенный. Это год, когда мы вспоминаем события 80-летней давности. Год начала Великой Отечественной войны и Год, посвященный трудовому подвигу строителей Сурского оборонительного рубежа в нашей республике. Что мы знаем об этих людях? Многих уже нет в живых. Перелистываю свои записи, в которых рассказы участников событий давно минувших дней. Хочу не только перечислить все тяготы их жизни, но и показать историю судеб простых людей. Этот очерк посвящён Татьяне Семёновне Анбоевой, одной из немногих в нашем селе, которая 26 декабря 2006 года отмечала своё столетие.

Сколько событий было на её памяти! До революции в селе Кудеихе было всего три улицы. Это потом, в 30-60-е годы, появились Волчий поселок, Завод, Стройка, а в 70-е годы этим улицам дали современные названия. Раньше почти все окна домов глядели на церковь, утром и вечером слышался жителям перезвон колоколов. Татьяна бегала девчонкой в церковно-приходскую школу, закончила четыре класса. Училась вести домашнее хозяйство.

Молоденькой девушкой вышла замуж за Анбоева Григория. Жили большой семьей в доме родителей мужа. Ругаться двум снохам со свекровью было некогда. И молодые семьи, и родители мужа работали на лесопромышленника Шаркунова. Сеяли и убирали гречиху на Борке, молотили, выполняли другие работы, а в конце каждого трудового дня хозяин делал с ними расчет. Рожала Татьяна мальцов, да они у неё умирали, как тогда говорили: «Как бобы зацветут, так и младенцев на кладбище понесут». В конце 20-х годов стали записывать крестьян в колхоз. Ее свекор, Афанасий Анбоев, в колхоз идти не захотел, дела и дома шли неплохо. На семейство повысили налоги, а потом и вовсе большую семью выгнали из дома. В родительском доме стала работать бригада, которая вила чалки для сплава леса. И разместились Анбоевы у приютивших их родственников. В этот год на Дальний Восток отправлялся их односельчанин Сергей Иванович Захаров в поисках лучшей жизни. И Татьяна с Григорием решили поехать с ним. Прожили на новом месте четыре года, но тянуло на родину, и они вернулись домой с годовалой Серафимой на руках в 1934 году. Председатель посоветовал Григорию Афанасьевичу войти в колхоз и привез им с колхозной пасеки под жилье келью. Родной же дом, пока они были на Дальнем Востоке, сгорел.

Решили супруги Анбоевы построить себе новый дом. Возвели домик в два окошка, а больше и сделать ничего не успели – началась война. Григорий даже вторые рамы не успел поставить на окна, взяли его на фронт. Татьяна работала в колхозе не покладая рук. Зимы в войну были суровые, она утеплила окна соломой да тряпьем, и в доме всегда было мрачно как в темнице. Намотается за день на работе: то в бригаде, то на ферме, то на оборонке.

Работать на копку траншей направил её сельсовет в ноябре 1941 года. На работу ходила месяца два или немного больше, но точной даты окончания она уже не помнила. Рыли ров на откос на глубину до 3 метров. Вверху ширина рва достигала 4 метров, на «дне» – до 2 метров. Землю отбрасывали на одну сторону – на отвал.  Главным инструментом была лопата. Использовались также кирка и носилки. Зима в 1941 году началась рано и была очень холодной. В ноябре почва стала промерзать на значительную глубину, поэтому часть рабочих рубила березняк и складывала огромные костры, которые горели всю ночь, отогревая промерзшую землю. Топором вырубали также лес под просеку. Ходили каждый день пешком, расстояние нужно было пройти 8-10 км, поэтому выходили рано, чтобы к 8 часам быть на работе. На ногах были лапти. Если несколько секунд постоять в лаптях на земле, то они начинали примерзать. С собой брала кусочек хлеба и 2-3 варёные картошки, которые замерзали в 40-градусный мороз в котомке. Один раз в день варили кашу. Кашеваром был старик, который уже  по возрасту не призывался на фронт. А по ночам дома при лучине пряла шерсть, вязала для фронта варежки и носки, мечтала: вдруг Грише достанутся её носки и варежки, согреют его в лютую стужу.

В 1943 году из госпиталя пришел домой Григорий на костылях, воевать больше не мог, раздроблен был коленный сустав. Выхаживала Татьяна мужа, продолжала работать в колхозе от зари до темна, а в душе была тихая радость: хоть и ранен Гриша, а дом теперь не пуст, всё-таки хозяином  держится. В 1944 году родила дочку Валюшку, голубоглазую красавицу. На следующий год война закончилась, наступила всеобщая радость, думы о новой жизни после победы. Да, видно, беда всегда рядом ходит: заболел Григорий чахоткой – значит, война его так и не отпустила от себя. Одна дума его все время беспокоила: «Серафимку припутить да Валентинку выучить». Не сбылась его мечта.  В 1952 году ушел из жизни, так и не подняв на ноги дочерей.

Обе дочери, повзрослев, закончили Кудеихинскую восьмилетнюю школу, но не решились оставить маму одну и не поехали учиться в город, который им казался таким далеким от родных мест. Серафима вышла замуж, работала с матерью в колхозе, в совхозе, а потом перешла на работу в райпотребсоюз сначала на тарный склад, а затем продавцом в хозяйственный магазин. За всю работу у неё ни разу не было недостачи, так ответственно относилась она к своей работе. Валентина с 15 лет начала работать на крахмалзаводе сначала рабочей, лаборанткой, потом за ответственное отношение к делу её перевели бухгалтером и экономистом, в бухгалтерско-экономическом отделе набиралась опыта у А.А. Мосиной. Когда же Анастасия Андреевна уходила на пенсию, то рекомендовала свою ученицу на должность главного бухгалтера. 16 лет, до 2001 года, Валентина Григорьевна добросовестно относилась к своей работе. Её очень уважали работники завода не только за исполнительность, но и за взвешенное принятие решений, культуру обращения с подчинёнными. Валентина Григорьевна всегда жила в доме своей мамы, дом достроили, хлопот по нему было много, да и на огороде нужно всё было содержать в порядке. А Татьяна Семёновна помогала дочери по хозяйству, так как одной Валентине двоих детей растить было трудно. Она рано овдовела, и её мама старалась смягчить боль утраты не только материнским участием, но и снять с дочери груз хлопот по дому. Помощницей она была незаменимой. До 95 лет Татьяна Семеновна после баньки стирала на себя бельишко, хотя дочь ее за это постоянно журила, а мама ей отвечала: «Ещё настираешься, успеешь, а пока есть сила – сама управлюсь». Ещё она очень любила читать газеты, журналы.

Татьяна Семеновна прожила долгую и очень трудную жизнь. Какие только испытания ни выпадали на её долю! И страшные испытания военных лет. И похороны мужа… И огромные материальные трудности. Но всё-таки всё выдержала, всё перенесла.  Но самое главное, что она всегда имела в жизни, – любовь и заботу, уважение дочерей. 

    Газета Советская Чувашия Хыпар Чувашский государственный художественный музей  Чувашское книжное издательство 

Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациямСоюз журналистов РоссииСоюз журналистов Чувашской Республики  

 
 
Информационное наполнение сайта:
Буслаева Наталья Александровна (83543) 2-13-22
por_pres@cbx.ru
Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика