АУ «Редакция Порецкой районной газеты «Порецкие вести» Минцифры Чувашии ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ

 

Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

https://vk.com/por_press    https://t.me/porezkvesti

 

Устаревшая версия сайта
Новый информационный ресурс доступен по адресу  https://porezkvesti.rchuv.ru/
 

Моя мама строила оборонительный рубеж

Последнее время, наконец-то, заговорили о таком важном событии периода Великой Отечественной войны, как строительство Сурского и Казанского оборонительных рубежей. Прочитала обращение к читателям в районной газете с просьбой откликнуться тем, кому что-либо известно о строителях этого рубежа. Среди них была и моя мама, Спирина (Балденкова) Анастасия Ивановна.

Давно уже в мир иной ушли те, кто возводил эту линию обороны. Покинула сей мир и моя мама. Но до сих пор на правом берегу Суры видны следы того героического трудового подвига. Они заросли травой, полувековыми деревьями, их засыпало листвой. Позабыты наполовину и имена строителей, теперь всех уже и не вспомнить, а вот их труд земля все еще не может до конца заровнять.

Моя мама родилась в январе 1922 года в Гарту в семье Балденковых. Когда началась война, ей было 19 лет. У Балденковых было пятеро детей, трое совсем еще крохотные. На строительство «оборонки» пошла мама, бабушка моя осталась с детьми.

Мама мне часто рассказывала о том времени. Рыли глубокие траншеи, клали на них хворост и засыпали землей. Это были ловушки для танков. Если танк попадет в эту ловушку, то оттуда уже никогда не выберется. Было очень холодно, разводили для обогрева костры и для того, чтобы земля немного «отошла». Долбили мерзлую землю изо всех сил. Руки кровоточили, прилипали к лому и отрывалась только вместе с кожей. От простуды выступали чирьи – пошевелиться невозможно. У многих ноги были обморожены, ведь из обуви только лапти. Но в душе каждый понимал, что эти окопы помогут, спасут, защитят от ненавистного врага. Всеми работами руководили люди из стройбата. Они показывали, как и что нужно делать.

Неместных определяли на квартиры в близлежащие села. Условий, конечно, никаких, спали на полу вповалку. Уходили на работу чуть свет. Самое трудное – насмерть уставшим, отработавшим по 10 часов возвращаться назад, ведь нужно до ночлега пройти еще 8 км. Кормили только один раз. Еду готовил на костре старый и больной старик, другие работы он выполнять не мог.

Мама, как и многие другие женщины, долбила землю для окопов, дотов, дзотов. Мужчины рубили и ставили на ямах срубы для дзотов, вырезали амбразуры, делали вход со стороны леса. Сверху закатывали бревна и засыпали их на метр землей. Мерзлую землю носили носилками. Хрупкие полуголодные женщины выполняли такую работу, которая и здоровым мужчинам была едва ли под силу. Но молодость брала свое: шутили, смеялись, бывало, что и песню кто-то затянет. Слез, конечно, тоже пролито немало. Все свято верили, что помогают своим близким, ушедшим на фронт. А враг ни за что не пройдет через эти рубежи.

Строительство Сурского оборонительного рубежа закончилось 20 января 1942 года, как раз в день рождения мамы. Его построили досрочно, буквально за 45 дней. Радости не было конца. Но мама тогда не знала, что много трудностей еще впереди.

От военкомата ее направили в п.Кирю, чтобы в лесах там собирать смолу. Договор был подписан на 10 лет. К тому времени на фронте погибли ее отец, а мой дед, и брат, а вскоре от голода умерла и годовалая сестренка. Чтобы спасти остальных, она забрала с собой в Кирю двух сестренок 3-х и 5-ти лет. Свой паек делила на троих. Леса в той стороне дремучие, женщины боялись диких зверей, еще больше дезертиров, были и такие, нередко в лесу блуждали. Мама тоже однажды заблудилась, заночевала в лесу, пошел дождь, и она промокла до нитки. Утром вышла на заводской гудок. Потом долго болела. Расторгнуть договор было нельзя, за это судили – такое было время. Работали с раннего утра до позднего вечера. Маму назначили бригадиром. Ее бригада была в числе лучших. Приезжал корреспондент и фотографировал. Снимку более 70-ти лет.

Когда срок договора истек, маме было уже 30 лет. Вернулась она домой, а дома сидел незнакомый мужчина. Мать ей объяснила, что это жених свататься пришел. Моя мама вначале наотрез отказалась от предложения. Как это, ведь раньше жениха и в глаза не видела?! А бабушка ей сказала: «Что ты, дочка, у него и руки, и ноги целы, иди!» Это был мой отец. В браке родители прожили долгую и счастливую жизнь.

За работу в тылу мама была награждена несколькими медалями. К сожалению, они не сохранились.

Сейчас я понимаю, что каждая из тех женщин, кто трудился с мамой в то время, совершил настоящий подвиг. Сделал невозможное вопреки всему. Просто так было нужно, время выпало им такое. При жизни нужно было бы каждой до земли поклониться.

В. Кривова,

с.Порецкое.

    Газета Советская Чувашия Хыпар Чувашский государственный художественный музей  Чувашское книжное издательство 

Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациямСоюз журналистов РоссииСоюз журналистов Чувашской Республики  

 
 
Информационное наполнение сайта:
Буслаева Наталья Александровна (83543) 2-13-22
por_pres@cbx.ru
Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика