657 жителей сел Октябрьского сельского поселения района участвовали в боях на фронтах Великой Отечественной войны. Возвратилось с фронта меньше половины – 262 фронтовика. Лазарь Федорович Кундров сегодня единственный фронтовик, живущий в селе. Cегодня ему исполнилось 93 года.
О войне фронтовик рассказывает скупо: «Моя фронтовая жизнь была недолгой. Воевал я на так называемом Японском фронте. Раньше я даже стеснялся на митинги к памятнику ходить». Он не награжден боевыми медалями, нет у него ранений. Как признается он сам, его война началась тогда, когда у большинства она почти завершилась. Война с Германией подходила к завершению, поэтому их направили на Восток – на войну с Японией. В августе 1945 года он принимал участие в боях с Японией на Дальнем Востоке. Повестку на Великую Отечественную войну получил в 1944 году, когда ему уже было 22 года. Документ ему вручили вечером, а следующим утром он уже был в Порецком военкомате. После его направили на Дальней Восток, где советские войска вели оборонительные действия против Японии. Сегодня ветеран Великой Отечественной войны вспоминает, что 17-тидневный путь до Владивостока в сильнейшие морозы забылся, как только он увидел море. Он рассказывает, что битвы с японцами были жестокими. Историки подчеркивали, что именно в битвах за Сахалин, Курильские острова и свободный выход на просторы Тихого океана чувствовалось непримиримое противостояние русского духа и японских традиций: русские шли до конца, а японцы стояли насмерть. «Как говорят, не так страшна война, как после войны страшно. Японцы кидают ножами метко, никогда не промахнутся. Стоит наш часовой, а он через забор кидает нож. Без выстрела, а ребят нет», – сокрушается ветеран.
Всю свою сознательную жизнь Л. Кундров работал в родном колхозе им. Н.Г. Безрукова. С супругой Пелагеей воспитали дочь Валентину, которая проживает в Порецком с семьей. Не гнушался никакой работы. Надо было с вилами на разгрузку-погрузку – шел, в поле севцом – не отказывался, сторожем – пожалуйста. Немногословный, спокойный по характеру, он всю свою послевоенную жизнь обрабатывал поля и земли родного колхоза. Здесь вышел на пенсию. Как фронтовик по программе получил квартиру в с. Порецком. Пробовал там жить, но, как он говорит, «не смог я там, не смог: все чужое». Вернулся в свой дом в село.
Т. Шпарёва.