В этом году отмечаем 70-летие Великой Победы. Многое переоценилось, пересмотрено, многому определено свое место. Особенно при современном раскладе обстоятельств, когда побежденные и страны, ими в свое время захваченные, живут лучше победителей, которым даже оказывали гуманитарную помощь. Время – лучший историк, все определяет, все рассказывает по совести и правде. Победители, защитившие свою страну, воевали действительно на грани моральных и физических возможностей, и не рассказать об этом следующим поколениям было бы грешно. У каждого, кто жил в те тяжкие годы, была своя война. У кого-то эта была тяжелейшая работа и полуголодное существование, у кого-то кошмарные, как дурной сон, недели, месяцы отступлений, плена, выходов из окружения от 22 июня до самых подмосковных дач, у кого-то талончики блокадного пайка и свист, и взрывы бомб, снарядов… Война была у каждого своя, независимо от возраста. И была грязная, страшная, нудная война тех, кто исковыривал землю окопами, утюжил ее локтями и коленками. Была война командующих, генералов, офицеров всех рангов. Генералы-маршалы написали много книг о своей войне. Но те, кто был на линии огня, кто бывал в бою, видел события в окопном ракурсе, те, для которых стратегические действия означали кровавые бои, книг написать не успели, а если и живы остались – не умели.
«А что рассказать? – скажет иной фронтовик. – Ну, воевали, много ли от каждого зависело, ну, кусочек линии обороны держать, ну, бросок в атаку, ну, «языка» взял». Но именно тут, на микроскопическом, малом, в несколько метров участке фронта для каждого воевавшего принимались самые ответственные решения, где цена неточности – жизнь сотоварищей по оружию, твоя собственная голова.
Мой отец, Денисов Александр Степанович, 1913 года рождения, воинское звание – старшина, последняя воинская специальность – механик-водитель танка Т-34, был участником Великой Отечественной войны 1941-45 гг. Участвовал в боевых действиях с 21.12.1941 г. по 08.08.1943 г. Как и все особенно участвовшие в боевых операциях, старался не рассказывать о войне никому, даже нам, своим детям. Всегда отмалчивался и был немногословен, хотя по характеру не был молчуном, умел шутить и был словоохотливым собеседником. Для своих детей отец был непререкаемым авторитетом. Нас, сыновей (четверо), держал в строгости, и мы всегда помнили, где в сенях нашего жилого дома висят вожжи в случаях «непредвиденных обстоятельств», благосклонен был только к дочери. Но мы знали и чувствовали, душой отец переживал и за сыновей. И только в День Победы, приняв на грудь 100 грамм фронтовых, а, может, и поболее, скажет, что война это неблагодарное, грязное дело. Это жестокость. Боль, кровь, гной, вши и грязь.
Отец не участвовал в войне с первых ее дней, так как имел бронь. Он был трактористом. До войны он отслужил действительную в кавалерийских частях и был демобилизован в 1937 году из 108 кавалерийского полка Красной Армии. До сих пор храню его проходное свидетельство №4/2210 от 22.10. 37 г., подписанное начальником штаба и зав. делопроизводством 108 кавалерийского полка.
Не всем, вероятно, известно, что в Поволжье была Поволжская немецкая республика. В ходе начала войны обстановка складывалась не в нашу пользу. Верховным Главнокомандующим И.В. Сталиным было принято решение о выселении немцев с Поволжья, что и было сделано. В полях республики остались неубранные хлеба. Военным комиссариатом Порецкого района отец вместе с комбайном был направлен на уборку хлебов. Убирая хлеб, отец обратил внимание на немецкую аккуратность в строительстве поселений, их чистоту и порядок. После уборки хлебов с отца была снята бронь, так как к ноябрю 1941 года сложилось тяжелейшее положение под Москвой. В это время через станцию Канаш шли эшелоны с войсками и техникой из Сибири, Дальнего Востока и Поволжья для обороны Москвы и дальнейшего уже спланированного Ставкой Верховного Главнокомандования контрудара. В Канаше отца направили в 84 Отдельную морскую стрелковую бригаду под командованием полковника Молева В.А., который на станции высадил жену с двумя дочками. Попал отец в хозвзвод командира бригады. Костяк бригады составляли моряки Тихоокеанского флота, Каспийской и Амурской флотилии. Командирами взводов и рот были выпускники (курсанты) Ленинградского высшего военно-морского инженерного училища им. Дзержинского, Краснознаменного учебного отряда подводного плавания им. Кирова. В хозвзводе командир бригады отца назначил зав. складом. Многим покажется, что отцу повезло, но в то время это было обманчивое мнение, обстановка была такова, что порой хозвзвод отбивал атаки фашистов и дело доходило до рукопашного боя.
Бригада вошла в состав резерва Ставки Верховного Главнокомандования. Но в результате резко изменившейся обстановки – прорыва немецких войск к г. Ряжск Рязанской области – бригада была брошена на ликвидацию прорыва. Отдельные батальоны бригады прямо с вагонов атаковали врага. Прорыв был ликвидирован. В дальнейшем бригада в составе 1 Ударной армии, прорвав оборону фашистов, освобождала села, города Дмитриевского, Волоколамского районов Московской области. Особенно ожесточенно бои были за высоту 220, прикрывавшую путь нашим войскам на г. Клин. В бою за высоту 220 пал смертью героя командир бригады полковник Молев В.А. На глазах отца его пронесли на плащ-палатке, прошитого немецкой пулеметной очередью. По рассказу отца, тогда и командир бригады ходил в атаку вместе с бойцами. В последствие Верховным Главнокомандующим И.В. Сталиным приказом было запрещено высшему командному составу ходить в атаку (разрешалось только до командира роты). На снежных полях Подмосковья, освобождая города и села, проявляя героизм и отвагу, «черными снопами» (не было масхалатов) полегло большинство моряков-тихоокеанцев.
Недолго отец находился в хозвзводе. Не выдав обмундирования, предназначенного по штату высшему офицерскому составу, кому-то из младших командиров, был снят с должности завсклада и направлен на передовую стрелком. К концу декабря 1941 г. бригада с другими воинскими частями 1 Ударной армии Западного фронта, прорвав оборону врага и преследуя его, вышла к реке Лама, где, находясь в обороне, получила пополнение. А в январе 1942 г. бригада уже вышла к станции Шаховская Московской области. В дальнейшем бригада участвовала в боях под Старой Руссой, где попала в окружение и сильно обескровленная, но сохранившаяся как боевая единица, вышла из окружения и отведена была на отдых на территории Старорусского района Новгородской области.
Во время боев отец кем только не был. Был и стрелком, восстанавливал связь с передовой (связист), подвозчик боеприпасов, вывозил раненых, в то время боец исполнял то, что прикажут. Особенно было тяжело и опасно восстанавливать связь с передовой под минометным обстрелом. Крышка телефонного аппарата спасла однажды отца от осколка мины. В августе 1942 г. по решению Ставки Верховного Главнокомандования 84 Отдельная морская стрелковая бригада была погружена в эшелоны и переброшена на Северный Кавказ, судами через Каспийское море в Баку, а из Баку в г. Гудермес, где вошла в состав 9 армии Северной группы Закавказского фронта. Враг рвался к Грозненской, Бакинской нефти. Бригада сдерживала наступление немцев в Наурском районе Чечено-Ингушской АССР, Кировском, Ардонском районах Северной Осетии, держала оборону в Эльхотовском ущелье на пути к г. Орджоникидзе. После разгрома немцев под Сталинградом противник стал отводить войска с Северного Кавказа. Преследуя отходившие вражеские войска, подразделение бригады освободило множество станиц и хуторов Ставропольского и Краснодарского краев. Немцы были выброшены за р. Кубань до «голубой линии». Только здесь, на «голубой линии» (кубанские плавки, лиманы, р. Курка, Азовское море), немцы укрепились, и бригада перешла к обороне. Пришла весенняя распутица 1943 г. В верховьях р. Кубань немцы взорвали плотину, вследствие чего позиции бригады в низовьях были подтоплены. По рассказу отца, более 3-х месяцев бойцы находились на позициях чуть ли не по пояс в воде, гимнастерки стали загнивать и рваться. И 8 августа 1943 г. отца ранило в левую ногу.
На излечении отец находился в госпиталях Северного Кавказа до 1945 г. Очень тепло отзывался об осетинах, их гостеприимстве, радушии. По окончании лечения, узнав, видимо, о его специальности тракториста, отца направили на учебу в г. Ульяновск в 26 Отдельный учебный танковый полк, где получил специальность механика-водителя танка Т-34. Но воевать на танке не пришлось, война закончилась, и отца демобилизовали на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 25.09.1945 г. Отец имел награды: медали «За отвагу», «За боевые заслуги», «За победу над Германией», орден Отечественной войны 1 степени и все юбилейные медали.
После войны отец работал трактористом, возглавлял 13-ю тракторную бригаду Порецкой МТС, пахал почти во всех колхозах. Из-за болезни пришлось бросить работу тракториста и в последствии работать рядовым колхозником колхоза «Маяк». Был депутатом Ряпинского сельского Совета депутатов трудящихся по Тареевскому избирательному округу.
Прошло 20 лет почти со дня смерти отца. Хотелось бы знать больше о его участии в войне, но увы… нам почему-то и в голову не приходило при жизни отца расспросить о его воинской жизни
Р.S. Использован материал: «Боевой путь 84 Отдельной морской стрелковой бригады» из Интернета.
В. Денисов.