В годы Великой Отечественной войны на долю женщин наших сел, как и на долю женщин всего Советского Союза, выпала обязанность своим трудом обеспечить защитников Родины всем необходимым.
Основной проблемой сельскохозяйственного производства во время Великой Отечественной войны стала проблема рабочей силы. Для возмещения её убыли привлекали всё мало-мальски трудоспособное население. Женщина становилась главной силой на селе. Вся тяжесть нелёгкого труда легла на её плечи.
Женщины и молодежь допризывного возраста стали основным пополнением кадров МТС (машинно-тракторных станций).
Одна из таких женщин, Галямина Мария Тимофеевна, родилась 3 сентября 1919 года в деревне Степановке Курмышского уезда Симбирской губернии (с. Октябрьское Порецкого района).
Трагична судьба её деда Федора. В те далекие, царские времена он работал на Волге. Работа тяжёлая, изнуряющая. Там же он и погиб. Нашла его на берегу Волги в песке проезжающая мимо барыня, там же, на высоком берегу, его и похоронили. Осталось у него трое детей, один из них – отец Марии. Бабушка Анастасия поднимала их одна. Мама Марии родом из Антипинки, в девичестве Абрамова. Её семья была большой, кроме неё, еще 6 братьев. Отец Марии Тимофеевны умер рано, в 1938 году, когда ему было 48 лет. Он был участником Первой мировой войны. Мать тоже одна растила троих детей, одна дочь уже была замужем. Все они с раннего детства помогали родителям в нелёгком крестьянском труде: косили сено, ухаживали за домашними животными, пололи огород, носили из колодца воду. В 1933 году Мария окончила четырёхклассную начальную школу в .д. Степановке. Надо было помогать матери, и она пошла работать в местный колхоз «Правда». 14 лет ей было, когда она стала колхозницей. Выполняла все работы по наряду. За это ей начисляли трудодни, давали зерно.
Когда грянула война, ей шел 22-ой год. Молодая девушка мечтала выйти замуж и иметь хорошую дружную семью. Женихи сватов засылали, но она «пожалела мамку» и осталась с ней. А затем наступили тяжелые времена.
До июля 1941 года Мария Тимофеевна сортировала зерно, причем мешки приходилось таскать на себе, ездила с поставкой в Алатырь с ночевкой в Ичиксах…
Однажды вызвал её к себе в контору председатель колхоза и сказал: «Мария, не хватает трактористов, надо бы поучиться и сесть за штурвал трактора…». «Надо так надо!» – решила для себя девушка и поехала на месячные курсы в Порецкое. Группа набралась из 12 человек. Из Степановки она была первой будущей женщиной-трактористкой.
На практику её послали в село Анастасово. Там она показала себя с хорошей стороны и проработала до осени. Бригадиром тракторной бригады был тогда Сандалов Василий Андреевич. В 1943 году его призвали на фронт. В 1942 году ей дали трактор и отправили пахать земли на полях в Степное Коровино и Дубовку (Никулинское с/п). Здесь она набиралась опыта. В 1943 году в Милютине была образована женская тракторная бригада, и Марию Тимофеевну переводят туда. Работала она неплохо, уважали её, а за свой нелегкий труд она получала премии. В 1943 году она становится членом партии ВКП(б). Ответственности стало больше. О работе в Семеновском она вспоминает с теплотой. Относились к женщинам-трактористкам хорошо, поставили на квартиру, сытно кормили. Мария Тимофеевна хорошо отзывается о трактористе-фронтовике М. Пуганове, который часто выручал девушек и помогал им в ремонте техники.
Судьба трактористки тесно переплетена с историей нашего района, она вместила целую эпоху со всеми переломными моментами на селе. Мария Тимофеевна рассказала, что зимой 1941 года учиться на трактористок пошли многие женщины наших и соседних сел. Она вспомнила их имена, но извиняется, если кого и забыла. Трактористками работали Н. Галямина, А. Фёдорова, А. Андронова, Т.М. Горбунова из Степановки и Дурасовки, М. Круглова из Бредовки, М. Мирясова (Фролова) и П. Силаева из Антипинки, А. Чеснокова (Шмакова) из Анастасова и многие другие.
В свой колхоз её перевели лишь в 1944 году. Здесь уже работал вернувшийся с фронта инвалидом Терехин В.А., бригадиром был Круглов И.И. «Трудное было военное время, – вспоминает Мария Тимофеевна. – Если в настоящее время весенний сев производят за 12-15 дней, мы сеяли больше месяца и не потому, что мы не хотели или не могли работать. Главной причиной был недостаток тракторов, кроме этого, частые их простои по причине поломок и отсутствия запасных частей. Но вот с топливом в то время было все в порядке. Перебоя в керосине не было. За деталями приходилось пешком ходить в МТС (Порецкое) прямо с борозды. Это в оба конца 24 км. Да разве я одна ходила – почти все! А обуви и одежды почти не было, а какая была, она уже износилась за войну. Если приходилось идти летом, да в хорошую погоду, так это еще пол беды, но в дороге часто приходилось всё испытать: и дождь, и снег, и жару, и мороз». В середине войны в нашей местности появились дезертиры. Прятались они в оврагах. Женщины их очень боялись, даже больше, чем волков.
Ремонтировать трактора приходилось, по сути дела, во дворе МТС, при лютой стуже – не назовешь же помещением длинный навес. Под открытым небом, наверное, было бы лучше. Не завывали бы по-волчьи сквозняки. Чтобы установить в разобранном тракторе какую-нибудь деталь, то и дело снимали рукавицы или шерстяные варежки, и тогда пальцы прикипали к седому от мороза металлу. «Так я наловчилась: присосется палец к подшипнику или клапану, к заводной ручке, я подышу на него, отогрею и вызволю палец из ледяного плена. А первое время в горячках испуганно отдёргивали руку, и на железках оставался клочок кожи». Обожжёт сильно острая боль, поднимет с земли трактористку и заставит прыгать вокруг разобранной машины, тряся рукой в воздухе либо дуя на неё. Умывшись слезами, она вновь принимается за дело. По 14-16 часов работали женщины на дворе МТС, а придя с работы, заботились еще о себе и детях. Марии Тимофеевне с этим было полегче. В доме хозяйничала мать и сестра-вдова с тремя детьми. Скотину держали. А она кормила всю эту ораву. Вырастила двух братьев. Шуру в 23 года на фронт забрали. Вернулся Иван Тимофеевич живым. Долго он потом работал заведующим Октябрьским клубом. А его жена Раиса сейчас в Порецком живет. Ей как жене фронтовика квартиру дали.
Самым трудным было завести трактор. Нужно было со всех сил крутить рукоятку. А сила там нужна была мужская. Во время пахоты землей забивало рот, нос, глаза. В войну колхозы сажали рожь, пшеницу, овёс, гречу, лен, горох, просо. Плугарей у трактористок не было, не хватало людей, делали всё сами. «Пять зим в МТС на ремонт тракторов ходила зимой. Механиками в то время там работали Лебедевы А.Г. и П.Г. Они же и на село выезжали для осмотра техники».
Когда закончилась война и с фронта стали возвращаться мужчины, Мария Тимофеевна оставила трактор. До выхода на пенсию она где только не работала. Два года, с 1950 по 1952-й – она председатель Дурасовского сельского Совета. Как сама говорит, не хотела, но секретарь Порецкого райкома партии был очень строг. Стукнул по столу кулаком и сказал: «Будешь работать – ты член партии». Затем 8 лет трудилась кладовщицей колхоза им. Жданова (Дурасовка), рядовой колхозницей, полтора года заведующей МТФ и 12 лет телятницей колхоза «Россия», а затем – им. Героя Советского Союза Н.Г. Безрукова.
«Год я только не работала. Сидела дома. Но не по своей вине. Несчастье со мной случилось. При перевеске скота мне тёлка руку сломала, да так, что все кости наружу торчали. Спасибо председателю колхоза А.П. Ефимову и парторгу П.Н. Ефимову. Это они меня быстро в больницу доставили. После выхода из больницы мне был назначен легкий труд, а где его в колхозе-то взять. Так и пришлось мне сидеть дома. А затем снова телятницей вышла на МТФ», – рассказывает она.
Мария Тимофеевна с гордостью выложила передо мной свои награды. Всего их у неё семь. За свой доблестный труд она награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», имеет звание «Ветеран труда» и «Труженик тыла».
Памяти этой почти 96-летней женщины можно позавидовать. Она помнит всех председателей колхозов, бригадиров. Сколько фамилий она мне назвала, сколько нового я узнала о колхозной жизни, жизни села и односельчан. Разобралась во многих родословных знакомых мне людей…
Она счастлива в своем уютном, чистеньком домике в две комнаты с газовым отоплением. В прошлом году на улице Полевой появился новый колодец (проблемы с водой там были всегда). Опекает и оберегает её старческую жизнь сноха Мария. Она ей заменила дочь. В соседнем селе живет сын, часто навещают бабушку внуки и правнуки. Не забыла Мария Тимофеевна рассказать мне, что на её 95-летие глава райадминистрации приезжал поздравлять и письмо-поздравление от Путина привез.
Как часто, проходя мимо пожилых людей, мы не задумываемся, как складывалась их личная жизнь. А ведь за этими людьми стоит история, и не просто история, а история нашей страны. Для наших детей и внуков это далёкое прошлое, а для людей, её переживших, – годы тяжелых испытаний. Победа, так необходимая нашей Родине и всему миру, досталась дорогой ценой. С каждым годом остаётся всё меньше среди нас живых свидетелей далёких военных событий Великой Отечественной. Долг нынешних поколений – всегда помнить о тех, кто в годы войны в тылу и на фронте отстояли свободу и независимость нашей Родины. И долг вдвойне – это постоянная забота и внимание к тем, кто с нами рядом.
Т. Шпарёва.