Во время войны не было большего желания увидеть на пороге своего дома почтальона, получить из его рук заветный треугольник на серой бумаге, вырванной из ученической тетради. Треугольник, как правило, подписанный обычным или химическим карандашом. От такого карандаша, если его послюнявить во рту, появлялась видимость чернил. Это были письма с фронта, с передовой. Это была нить общения между родственниками, знакомыми, просто близкими людьми. Почта работала тогда исправно, письма приходили вовремя. Почтальоны понимали ответственность своей работы.
Но эти же женщины-почтальоны с большими сумками через плечо были одновременно носителями информации, которая меняла, коверкала, уродовала жизнь получателя письма с фронта, такое письмо было не от отца, мужа, сына, деда, дяди, племянника – это были письма политруков, близких товарищей друзей о том, что, «защищая Родину, геройски погиб…»
Среди народа официальное уведомление семьи о гибели близкого человека называлось похоронкой.
Вот уже 73 года как реликвия хранится такая похоронка в семье Гореловых из села Октябрьское (бывшая Дурасовка). Скупыми официальными словами фиолетовыми чернилами на пожелтевшей от времени бумаге написано: «Ваш муж красноармеец Горелов Василий Иванович… В бою за социалистическую Родину верный воинской присяге, проявив геройство и мужество, был убит 16 июня 1943 года». Далее указывается место, где он похоронен. Погиб наш земляк в боях на Курской Дуге. Похоронен в д. Азарово Болховского района Орловской области.
Какие чувства испытала жена-вдова красноармейца Горелова, Анна Михайловна, представить страшно. На её плечах осталось четверо детей мал мала меньше. Самой младшей было всего полтора года. Отец не видел своей младшей дочери Марии, но знал о её рождении. Она родилась в ноябре 1941 года, а её отец ушел на фронт 23 июня 1941 года из Порецкого военкомата. Когда он погиб, ему было 32 года. Далее были суровые, голодные годы, полные лишений и страданий. Из рассказа дочери, мама часто ходила в Никулино, меняла вещи на продукты. В нашей библиотеке хранится полотенце, вышитое крестиком, а понизу вязанные крючком кружева. Его передала в музей Мария Васильевна. Рисунок от времени поблек, потерял краски. Но вот именно такими полотенцами мама и спасла жизнь своих детей от голодной смерти. По ночам и в короткие минуты отдыха от непосильных трудов вышивала их, а затем меняла на крупу, муку и картошку. Вдова вырастила всех детей достойными людьми. Сын и дочь всю жизнь прожили и работали в родном колхозе. Старший сын связал свою судьбу с Казанью. Младшая Мария Васильевна работала учительницей в Никулине, а, выйдя замуж за алатырского парня, переехала в Алатырь. Но каждую весну до сих пор она приезжает в родительский дом, засаживает огород, выращивает овощи. Благодаря ей сохранилась похоронка на отца, ответ на запрос о смерти отца, два письма с фронта, единственная фотография отца в военной форме, присланная из госпиталя. А еще Мария Васильевна очень долго берегла подарок отца – скромный носовой платочек, переданный жене, когда та приезжала навещать его в госпиталь после ранения в Казань в марте-апреле 1942 года. Передавая подарок жене, он сказал: «А это Манюшке слюнки вытирать». Но платочек съела соседская коза, когда Мария будучи уже девушкой, постирала его и повесила сушить на веревке около дома. Сколько слез было… Ведь это была единственная ниточка, связующая её и её отца, кровиночки, которого ей не довелось видеть, слышать его голос, познать отцовскую любовь.
Похоронка – это часто сообщение о гибели солдата, но никак не извещение о его месте захоронения. Поэтому многие вдовы и матери десятилетиями не верили в свершившийся факт и продолжали ждать и надеяться на чудо. Именно так и случилось в семье Гореловых. Мать героя моего очерка проводила на фронт четверых своих сыновей: Ивана 1910 г.р., Василия 1911г.р., Петра 1914 г.р. и Михаила 1919 г.р. С войны никто из сыновей не вернулся! Самый младший из детей, как правило, бывает самым любимым. Таким любимчиком у матери братьев Гореловых был Мишенька. У остальных уже свои семьи, дети, а Михаил был холостым. Учился во Львове. Имел очень красивый, каллиграфический почерк. Его боевой путь закончился трагически. Он пропал без вести в феврале 1943 года. Мать до конца своей жизни ждала младшенького, выплакала все глаза и ослепла.
Во время войны горькие слёзы не успевали просохнуть в одной семье, как начинали выливаться потоком в другой. Особенно было обидно получить похоронку после того, как было объявлено о подписании мира.
Мир меняется во всем его многообразии. Но разве от этого легче матери, отцу, сестре, брату, жене и всем родственникам погибшего?
Банально говорить о том, что надо уметь бороться за мирную жизнь так же, как наш народ боролся во время мировой войны и победил. Но говорить надо.
Т. Шпарёва,
с. Антипинка.