Мы все понимаем, что детство – это самое интересное беззаботное время в жизни человека. Людмиле Ильиничне Луньковой из Никулина было всего 3 года, когда началась Великая Отечественная война. Хотя она и была еще совсем маленькой, к концу войны ей исполнилось всего 7 лет, но многое сохранилось в памяти. Никогда не забудутся те дни, когда все время хотелось есть. Но даже хлеба не было, и не только в семье Людмилы Ильиничны, но и у других жителей деревни. (Она родилась в Аликовском районе в деревне Анаткасы). «Дети моего возраста к работе не годились еще, попросить хлеба у мамы и бабушки не смели. Быстро взрослели как-то. Скажут мама и бабушка, что хлеба нет, и было понятно. Не хныкали, а просто молчали», – вспоминает она.
Дети всегда были детьми, шла война, а им хотелось играть, прыгать, бегать. Но зимой некоторое ребятишки вынуждены были сидеть дома, им нечего было надеть на ноги. Порой одной обувью пользовалось несколько человек. Верхней одежды тоже не было. По этой же причине некоторые не могли ходить и в школу. Ей повезло, мама была рукодельницей. Она умела шить, вязать на спицах, плести лапти. Вязала не только носки и варежки, даже и кофточки.
Время шло. Весной, когда Людмиле исполнилось 4-5 лет, и для нее нашлась «работа». Таких детей отправляли собирать прошлогоднюю картошку, гнилую, выступавшую белым пятном на черной земле. Из этой картошки, собранной в холщевую самотканую сумочку, ее мама, каким-то образом перемолов и перемешав с лебедой, пекла лепешки. Казалось, что вкуснее этой еды ничего не было на свете. С приходом весны становилось сытнее. В пищу шли крапива, лебеда, одуванчик. По рассказам мамы Людмила знала, что молоко, масло топленое, яйца сдавались государству, отправлялись на фронт.
Несмотря на суровые годы, дети хотели учиться. Мечта Людмилы сбылась. Так она вспоминает об этом: «Мне очень хотелось учиться. В моей деревне в конце улицы в большом пятистенном доме, раскулаченном в 30-х годах, была начальная школа. Преподавали в ней 2 учителя. Сидели мы за длинными школьными партами по 5-6 человек. На уроках не смели шалить. Одеты были кое-как. Помню, всегда в классе было холодно. Топить было совсем нечем. Выделялся один лошадиный воз сырых дров раз в месяц, а этого было мало». Дети помогали техничкам пилить и колоть эти дрова. Все старались учиться. Для классной работы в школе выдавали тетради. А дома писать было не на чем. Для этого в ход шли старые книги. Писали между строк. Да и учителя были требовательными. Не дай бог таблицу умножения не выучишь дома, тогда оставляли лентяя после уроков и держали в школе до тех пор, пока таблица не станет отскакивать от зубов. Еще с того времени ей запомнились стихи Пушкина, которые учили в школе. А ведь прошло около 70 лет.
Сидя на печи, делали уроки. Ведь там было тепло. А печи топили соломой. Часто приходили в гости соседские ребятишки. Все вместе, сидя на печи, слушали бабушки Прасковьи рассказы, сказки, небылицы. Иногда там и засыпали.
Всегда боялись ветреной погоды. Крыши домов почти у всех были покрыты соломой. Бывали случаи, когда ветер срывал крыши зимой. Избную дверь на ночь утепляли, чтобы как-то сохранить тепло. С приходом весны крыша становилась еще тоньше, солома шла на корм скоту. Рано весной, когда снег еще не успевал полностью растаять, выгоняли корову-кормилицу на пастбище на старую траву. Да и детворе была радость. Когда становилась земля теплой, они бегали босиком, обуви не надо, приволье.
Мама у Людмилы Ильиничны для того времени была грамотная. Во время войны ее, как активистку села, назначили бригадиром-счетоводом колхоза. Еще на нее была возложена общественная нагрузка – работа агентом, а ведь ей было всего 22 года. По рассказам мамы, она во время этой работы оказалась в наисложнейшем положении: не справилась с заданием, не выполнила план по сбору налогов. Люди жили бедно и не все могли уплатить налоги. Тогда строго карали за это. Маме было жаль этих людей. Как могла она силой забрать у населения за неуплату налогов скотину? Как можно увести последнюю корову или овцу, которая кормила семью? Вот и приехали из района «гости» на лошадях. В планах «гостей» – лишить свободы агента за невыполнение задания. Мама и бабушка Людмилы приняли их приветливо. Про то, чтобы перечить им, даже в мыслях не было. Просто про себя молились, чтобы миновала беда. Маму пожалели, ведь на руках у нее маленькая дочь, муж на фронте. На следующий день прислали представителя из района в помощь. Совместными усилиями смогли собрать все налоги. Через некоторое время Евгению заменила совсем другая женщина, которая стала «справляться» со своими обязанностями. Многим пришлось туго. Так она насолила своим землякам, что когда умерла, никто не пришел ее хоронить.
Большую помощь оказывал жителям деревни во время войны инвалид-фронтовик Александр. Работал он в кузнице. Кроме основной работы, он учил детей точить топоры, пилы, серпы и косы. Делать грабли, изготавливать черенки. А некоторым сам делал грабли. Каждый день был занят. Шли к нему потоком, никому не отказывал и ничего взамен не просил. Не во всех домах были мужчины. И маме Людмилы частенько приходилось к нему обращаться.
Трудно было, но народ умел шутить, дружить, веселиться.
Немного повзрослев, уже после войны, Людмила со своими ровесниками стала работать в родном колхозе. Чего только не пришлось ей делать. Но работу на быках, наверное, никогда не забудет. Лошадей забрали на фронт. А работать-то надо. Вот и «приучали» быков к этой работе. «Не сравнишь их с лошадьми. Эти животные настырные, как упрутся, ничем не сдвинешь. А запрягать – мучение. Они начинали своими головами мотать в разные стороны. А рожища-то длинные. Запряжешь с грехом пополам, затем едешь на работу. Вечером возвращались домой. К счастью или несчастью в центре села был пруд. Только увидит бык воду, «летит» к пруду. Бесполезно кричать, дергать вожжи. Своего добьется. И вместе с телегой оказывались в воде. Устоит телега, останешься сидеть на ней, а нет – окажешься в воде», – вспоминает она. Когда количество лошадей увеличилось, перестали работать на быках.
Как-то получили задание, сдать зерно государству, из колхоза нужно было везти зерно в поселок Вурнары и загрузить его в вагоны. Обозы готовились весь день, а ночью отправились в путь. Обоз состоял из 12 лошадей. В основном правили этими обозами девушки и парни. Среди них был один фронтовик, назначенный главным. Он вернулся с фронта контуженный. Расстояние было более 35 километров. Не успели доехать до Вурнар, как в пути застала гроза. Гром с проливным дождем. Кругом сверкало. И это в 2-3 часа ночи. Промокли до ниток. Только к утру добрались до конечного пункта и благополучно сдали зерно. Была радость от того, что выполнили поручение.
Отец Илья Афанасьевич вернулся только 1947 году. В армию был призван в 1939 году, затем война, да еще 2 года служил в Германии после ее окончания. Только через 9 лет состоялась встреча с семьей, знакомство дочери с отцом. Выбрали отца председателем колхоза им. Калинина Аликовского района. На этой должности он проработал бессменно до 60 лет.
Р. Дубровина,
зав. Никулинской сельской
библиотекой.