Сорокин Михаил Павлович из с. Ряпино, уходя на фронт, обещал матери отомстить за отца, который попал на фронт с первых дней войны, а 21 января 1942 года красноармеец Сорокин Павел Иванович погиб.
8 сентября 1943 года оборвалась жизнь и Михаила Сорокина. Он похоронен в д. Коляникова Харьковской области, а его отец - в д. Борки Старорусского района Ленинградской области.
"Мама! Вы пишите, что Гришу, моего родного брата, убили на фронте. Большое горе выпало на нашу голову.
...На днях или даже сегодня поеду на фронт, вот тогда я отомщу этим фашистским извергам человечества, за все буду мстить беспощадно!.. Я вернусь домой с победой. Ваш сын Миша".
30 августа 1942 г."
***
"Мама, Я ранен. Но это все пустяки. Осколок попал в указательный палец правой руки. Миша".
18 декабря 1942 г.
***
"Мама! Я пока жив и здоров. Не знаю, как будет дальше. Ранен в локоть правой руки с повреждением кости".
"...Мама! Пишите все. Как идет уборка урожая? Жив буду, вернусь и обо всем поговорим. Миша".
27 марта 1943 г.
***
"Здравствуй, дорогая мамаша! Я верю, кончится война, я приду домой и мы с тобой заживем. Целую тебя, твой любимый сын Миша".
И. Т. Сидорочкин, младший сержант. До войны он работал в колхозе "Красный Октябрь" (с. Турдаково). Нам больше ничего не известно о нашем земляке.
"Шлю вам, колхозники и колхозницы Кувакинского района, гвардейский привет.
Мы, бойцы Красной Армии, грудью защищаем нашу Родину, нанося сокрушительные удары фашистской армии. Гитлеровцы зверски издеваются над мирным населением, мучают наших бойцов.
...Товарищи колхозники! Призываю вас работать на полях с удвоенной энергией, добиться хорошего урожая. За это фронт скажет вам спасибо".
Никита Николаев, старший лейтенант:
"Мама! Ты просишь писать
тебе часто и много,
Но редки
и коротки строки мои.
К тебе у меня -
непростая дорога,
И много писать мне
мешают бои.
Враги недалеко!
А в сумке походной,
Я начатых писем
десяток ношу.
Не хмурься!
Я выберу часик свободный,
Настроюсь и сразу их все допишу."
Из письма поречанина Ватрацкова Григория Федоровича от 10 июля 1945 года:
"…Здравствуйте, милые мои, родные, Шура и любимые детки Юрочка и Риммочка. Шлю я вам свой горячий привет и крепко жму и целую, Шура, вас и деток любимых. Шура, в первых строках моего письма я хочу написать о своей жизни. Моя жизнь проходит пока ничего, но не знаю, что будет дальше, пока меня оставили до особого распоряжения, но домой ехать не придется до конца своей жизни. Домой приедем, когда разобьем Гитлера, тогда вернемся домой…
Шура, пропиши все, что делается в селе и у тебя дома. Как дела насчет пчел и продала ли ты мой костюм? Если не продала, то продай обязательно, но сама не плошай, кушай хорошо, а то если оплошаешь, то это дело никуда не будет годиться…
Шура, напиши про всех персонально, кого взяли в армию, кого не взяли. Пиши ответ быстрее, буду ждать с нетерпением…
Шура, напиши в каком состоянии пчелы, если их не продала. Шура, теперь насчет часов карманных. Часы не продавай до моего приезда, когда я приеду, а если не приеду, то оставь их на память сыночку Юрочке…"
Эти незатейливые строчки трогательны до глубины чувств. Они идут от сердца, тревога за своих близких чувствуется в каждой строке письма солдата. А строка письма "домой приехать не придется до конца жизни", вероятно, стала роковой. Григорий Федорович погиб под Ленинградом в 1943 году. Не описать чувств переживания его родных и близких, получивших похоронку.
В семье Ватрацковых свято берегут письмо младшего брата Григория Федоровича - Михаила Федоровича.
"Привет с фронта дорогим родителям папочке и мамочке, Шуре и ее детям Юрочке и Риммочке, сестрам Марусе, Нюре, крестной Подмарьковой. Папочка, письмо ваше получил, за что вас очень и очень благодарю. Да, папочка, Гриша, видимо, никогда не забудется, я очень часто вспоминаю его и вспоминаю тот день, когда меня провожали в 1937 году на реке Суре, это что-то особенное, он только сильно плакал, это последняя была встреча и последнее прощание, да очень горько становится, когда вспоминаешь Гришу, и что его нет и больше не увидим…
Я напишу только одно про Гришу из своего сочинения: "За смерть родного брата":
"Быстро время идет боевое
В боевой семье на войне.
Вот орудие бьет громовое.
Разгорается бой на земле.
Где-то гул раздается по лесу,
Бьет по врагу артиллерия грозная.
Бьют минометы по роще и лесу,
Боевая пехота идет.
На битву вступили советские люди
Со знаменем красным в руках.
Нас в бой ведут полководцы России.
Испытаны люди в тяжелых боях.
Бой разгорелся за Ленинград
В лунную январскую ночь,
Там за Отчизну сражался мой брат
С боевым пулеметом в руках.
Он наступал на врага
С именем "Сталин", своим.
И честно погиб он в бою
За родную Отчизну свою.
Я отомщу за брата родного.
Врагу не уйти живому с пути.
Верьте, за жизнь дорогую
Я уничтожу врага".
Конец апреля 1943 года.
Вот, папочка, это несколько строк ясных и понятных про брата. Прошу сберечь это на память долгую, долгую родной нашей семье, а также его жене Александре и детям Юрочке и Риммочке. Пройдут эти годы военные, пройдет десяток лет, вырастут его дети, а это сочинение напомнит им про родного отца Григория Федоровича, напомнит все, что происходило в жаркой битве…
Не волнуйтесь, не расстраивайтесь и не убивайте себя, это все бесполезно, только ухудшите свое здоровье и больше ничего. Ну что же сделаешь? Погибших тысячи. Помните одно, что Победу завоюем и после войны все раны излечим…"