Мы живем на одной улице. Если посмотреть по родословной линии, то состоим хотя и в дальнем, но родстве. И я, и она с трепетным волнением каждый год ждем приближения весны. Но есть нечто, что разделяет нас - это возраст. Поэтому для меня приближение весны - это встреча с новой, еще неизведанной жизнью, а для нее - солдатская память о радостной встрече победной весны 1945 года.
Моя героиня - Анастасия Яковлевна Шеина (в девичестве Артамонова). В ноябре 1942 года ей пришла повестка из Порецкого военкомата о призыве в армию. Замечу, что из нашего села в годы войны в действующую армию было призвано 12 девушек, и служили они в связи, саперных ротах, зенитных частях авиации, выполняя нелегкую солдатскую службу.
Анастасия Яковлевна попала в начале службы в 82-й минометный полк, в котором прослужила полтора года первым номером в минометном расчете. "А потом, - рассказывала она при нашем с ней разговоре о войне, - немцы стали отступать, а мы - наступать. Наш полк распределили, и попала я на 3-й Прибалтийский фронт. Служила в 52-ом зенитном отдельном полку наблюдателем. Нас было пять девушек-зенитчиц, мы по очереди несли службу на посту, следили с вышки за самолетами, и если появлялся немецкий самолет, то немедленно сообщали в часть. Когда нас бомбили, то сразу спускались в бомбоубежище. Может быть, поэтому и осталась живой, что служила не на передовой. Последние же годы службы прошли в Эстонии".
Меня давно мучил вопрос: а правильно ли, что женщины и девушки в те годы призывались на фронт, ведь это всегда было обязанностью мужчин - защищать Родину. И я спросила об этом Анастасию Яковлевну. Она ответила просто: "А мы и не думали об этом. Да, нам было страшно. Порой мы вместо мужчин бывали и на посту, и в медсанчасти, когда им нужно было выполнять боевое задание. Я видела смерть - это никогда не забудется. Мы плакали о родном доме, о маме. Но мы знали - это и наш долг, если мы стали нужны Родине в этот тяжелый для нее час, если мужчины уже не в силах были защитить нас - значит, и мы должны быть среди бойцов нашей армии".
Самые памятные дни для нее - проводы на фронт, когда все село выходило провожать своих защитников; встреча с новыми товарищами в армии; а после победы - возвращение домой, когда ждешь появления знакомых очертаний родной кудеихинской округи. Запомнились потому, что эти дни были ожидаемыми. "Как произойдет встреча, что меня ждет?" - думалось в эти моменты Анастасии Яковлевне. "9 мая не забудется никогда, - продолжала свои воспоминания Анастасия Яковлевна, - хотя и ждали этого дня все эти годы, но мы не знали, в какой день будет долгожданная победа. Я стояла на посту, несла привычную службу, и вдруг звонит начальник: "Артамонова, слезай с вышки, война закончилась". Эти слова были для меня как гром среди ясного неба. Потом какая-то неистовая радость охватила нас: и пели, и смеялись, и плакали".
К этой радости в сердце Анастасии Яковлевны нечего прибавить. И лишь седина, морщины да слезы памяти, которые она вытирала, когда рассказывала о своей молодости, беспристрастно свидетельствовали о том, что ею было пережито в те суровые для страны годы.
Оксана ОХИНА,
Кудеиха.