Как выбирают профессию, ту, которая становится смыслом и образом жизни? Пожалуй, по-разному: кто-то мечтает об этом с детства, кто-то следует чьему-то совету, кто-то благодаря случаю.
Именно благодаря случаю и по совету доброго человека стал учителем Александр Михайлович Скрипилин. Хотя было и с кого брать пример: брат отца Федор Михайлович Скрипилин и сестра Георгиевская Анна Михайловна окончили Порецкую учительскую семинарию и работали в Москве: первый - директором школы, а Анна Михайловна преподавала математику в кремлевской школе. Отец тоже мечтал стать учителем, да жизненные обстоятельства не позволили. Но ни это подтолкнуло героя очерка к своему выбору.
Мечтал ли Александр Михайлович о том, чтобы связать свою жизнь со школой? Скорее нет. Время было суровое, военное. Окончив в 1943 году Гартовскую семилетнюю школу, пошел 15-летний Саша работать на завод в бондарку. Директором завода в ту пору была Капитолина Ворошилова, доброй души женщина. По делам ей часто приходилось выезжать в Порецкое. А транспорт, как известно, один - запряженная в сани лошадь. Сопровождать ее в такие поездки не раз приходилось Александру. Вот во время одной из поездок показала она в Порецком парню на красивое старинное здание: "Вот сюда тебе, Сашка, надо поступать учиться. Война скоро кончится. Битва под Сталинградом выиграна". Эти слова заставили задуматься юношу. Семилетка окончена с отличием. Тяга к знаниям есть.
Занятия к тому времени в педучилище уже начались. Стоял октябрь. Но Александра приняли все же. "В педучилище нас учили всему. Работали здесь замечательные учителя. Была прекрасная библиотека. Не беда, что приходилось самим готовить для отопления дрова. А в выходной отмахивать километры до дома, чтобы помыться, переодеться, взять провиант на неделю. Трудности только закаляли", - вспоминает Александр Михайлович.
Педагогическая деятельность началась в Кувакинском районе. Это было сразу после войны, в 1946 году. Здесь еще обучались эвакуированные дети. Непросто было работать в классах с детьми, чьи судьбы искалечила, перевернула война. Именно с такими классами и работал начинающий учитель.
Через два года призвали молодого специалиста в Советскую Армию, где прослужил в авиации 4 года. Вернулся на родину. Трудно перебрать тот список школ, где пришлось поработать А.М.Скрипилину: учитель истории в Ичиксинской школе, заведующий Ивановской начальной школой, учительствовали вместе с женой в Бермайдане, работал завучем снова в Ичиксах, директором Иваньково-Ленинской школы. В Порецкий район попал при определенном стечении обстоятельств. В 1973 году заболела мать, которой нужен был уход. Освободилось место директора Турдаковской школы. Лучшую кандидатуру с большим опытом работы подобрать было трудно. Так семья Скрипилиных переехала на новое место жительства. Проработал Александр Михайлович здесь три года. За это время было построена здание новой школы.
Каждый коллектив, в котором довелось работать, Александр Михайлович вспоминает добрым словом: в одном учился работать, в другом набирался опыта, в третьем состоялся как руководитель. Но, пожалуй, больше всех воспоминаний о Порецкой школе. Сюда он был приглашен на работу в качестве директора в 1976 году. Строить работу в большом коллективе всегда сложно. Учителя, ученики, родители с разными взглядами, характерами, способностями. Выручал опыт работы, умение найти компромисс, выбрать правильное решение. Но работать было интересно. Праздники, концерты, уроки, экзамены, родительские собрания, педсоветы, нарушители школьной дисциплины - все это составляющие школьной жизни, которые не позволяют расслабиться ни на минуту. Счастливым может себя считать тот человек, кто не пожалеет о таком выборе.
Потом отвечал в целом за образование в районе. Пять лет возглавлял РОНО. После выхода на пенсию попросился директором в школу-интернат, затем снова работал учителем истории в Порецкой школе.
Общий стаж составляет 54 года. За это время получено много наград, звание заслуженный. Но работают, как правило, такие люди не за награды, а по велению сердца.
В семье Скрипилиных было полное взаимопонимание. Жена Анна Федоровна тоже учитель. Поэтому заботы и проблемы мужа ей были понятны. Дети росли способными, послушными. И для родителей нет лучшей награды, когда дети идут по твоим стопам, выбирают то дело, которому посвятили жизнь родители. Решение дочери Любы пойти в пединститут не оспаривалось. Дочь стала, как и ее мама, учителем русского языка и литературы. Сейчас Любовь Александровна работает директором Чебоксарской школы №12. Что для нее послужило поводом стать учителем? Пример родителей, пожалуй.
Кем еще будет продолжена учительская династия Скрипилиных, покажет время.
В.ЗАЙЦЕВА.