Каждый человек, окончивший школу, несомненно всю жизнь хранит в памяти этот самый светлый период в жизни, и, конечно же, вспоминает своих учителей. Всех по-разному, кого больше, о ком-то воспоминания со временем становятся расплывчатыми. Это естественно, сколько бы мы не встречали в своей жизни людей, одни из них становятся близкими, а чей-то облик стирается из памяти быстро, особенно если знакомство было мимолетным. Так и с учителями. Сколько их перебывало за школьные годы, о некоторых кроме фамилии да нескольких эпизодов и не вспомнишь, особенно если работали они непродолжительное время.
Иное дело те, кто отдал школе всю жизнь, кто выпустил из ее стен не одно поколение. О тех помнят гораздо дольше, даже если их давно уже нет в живых. И не просто помнят, а вспоминают с неослабевающим чувством благодарности и уважения, вспоминают только добрым словом.
Таким учителем для выпускников Октябрьской средней школы был и остается Василий Александрович Чибрикин. Его помнят, знают, любят те, кому довелось учиться у этого педагога с шестидесятых по девяностые годы прошлого столетия. Все без исключения.
Василий Александрович преподавал физику и математику.
Это был своего рода феномен, его одинаково уважали как хорошо успевающие ученики, так и лоботрясы, последние даже, пожалуй, больше, ведь знали, что в обиду не даст. Не будущих ньютонов и лобачевских растил он из этой категории, его цель была иная - главное воспитать человека, дать путевку в жизнь, наставить на истинный путь.
Бывшая тогда директором школы Таисия Михайловна Суслова, посещая его уроки, молодым учителям рекомендовала учиться методике преподавания у Василия Александровича.
Таким его и помнят все, строгим, требовательным, энергичным, и, что не менее важно, с обостренным чувством юмора. Редкий его урок обходился без остроумных незлобных шуток, вызывающих всеобщий дружный смех. И если из кабинета вдруг доносился внезапный хохот, значит опять Василий Александрович чего-то "ляпнул". Такие минутные разрядки ничуть не мешали учебному процессу, и его уроков ждали, хотя алгебра - это вам не физкультура или там пение, где не надо ломать голову.
А ведь такого учителя могло бы и не состояться. Во-первых, в юности Василий Александрович мечтал стать военным, даже поступал в военное училище, но не прошел по состоянию здоровья, сердце пошаливало с детства. С тех самых пор, когда мальчонкой возил тяжеленные салазки с дровами из-под Напольного. А в голодные военные годы даже школу бросил, гребешки да пуговицы делал, чтобы прокормить семью. Родители в то время уже были пожилыми, старшая сестра, проводив мужа на фронт, осталась с четырьмя детьми, а потом и овдовела, старший брат погиб на фронте в начале войны, и подросток стал опорой многочисленной семьи. Через несколько лет опомнился, когда немного полегчало, тяга к знаниям дала себя знать. И как Михайло Ломоносов, великовозрастным подростком, почти юношей вернулся он за школьную парту, одноклассники его были кто на четыре, кто на пять лет моложе. Однако это ничуть не смущало Василия, школу закончил на отлично, с серебряной медалью, поступил в Казанский учительский институт, успешно его закончил.
В Октябрьской школе прошла вся его трудовая жизнь. Здесь он женился, построил дом, здесь родились и выросли дети, дождался троих внуков, воспитал многочисленный отряд учеников, заработал за жизнь главное - почет и уважение своих земляков. А уж многочисленные грамоты, благодарности, прочие награды - это лишь приложение, само собой разумеющееся, их в семейном архиве немало хранится.
А мечту стать военным Василий Александрович отчасти воплотил, только на сельской сцене. Сельчане старшего поколения прекрасно помнят, как он играл военных разных рангов в спектаклях драмкружка.
Жену Василия Александровича в районе многие прекрасно знают, это бывший завуч Октябрьской средней школы Чибрикина Анна Николаевна, учитель русского языка и литературы, отличник народного образования.
Хотелось бы только добавить, что пишу я не как о своем отце, которого я всегда уважала, помню и не забуду, не в похвалу, как могут подумать некоторые, а по велению сердца, ведь он был и моим учителем, несколько лет преподавал физику в нашем классе, и так же требовательно относился ко мне, ничем не выделяя, так же строго спрашивал, как и со всех остальных. У него не было любимчиков, но его любили, его уважали все, его помнят и будут помнить впредь. Может, в этом и было предназначение этого человека, этого учителя…
Е.ЯЗИКОВА,
с. Октябрьское.