И кто из девочек в детстве не играл в "учительницу"! Я играла даже тогда, когда дома никого не было. Разложу на диване тетрадок, напишу примеры, решу их то правильно, то с ошибкой, посажу рядом кукол и начинаю их учить. Обязательно были у меня дощечка, заменяющая большую доску, и мелок. Ко всему этому и маленькая указочка.
Как все быстро перешло в юность. Мне нравилось объяснять темы сложных уроков тем одноклассникам, кто их не понимал. И ведь слушались они меня, переспрашивали. А я, гордая, настойчиво еще раз им что-то повторяла. Нравилось мне, когда аккуратный, интеллигентный учитель стоял у доски и интересно рассказывал биографию писателя или поэта. Нравилось помогать своей учительнице по русскому языку проверять тетради младших школьников. Как это непросто решить судьбу ребенка: поставить "5" или "4", или "3". А целое лето в детском саду? Два месяца проработала воспитателем в кругу малышей. Голова тоже была кругом.
И кульминация - в десятом, выпускном классе. Мы, старшеклассники, сами проводили уроки на день самоуправления. Я помню, как одела самое красивое платье, черное, трикотажное, уже понимая, что скромный учитель - скромный человек. Помню, как давала урок в девятом классе, где училась моя подруга, урок литературы по А.Н. Островскому.
Помню, как мои ровесники внимательно слушали меня и не перебивали. Выбор сделан: педагогический институт.
Почему из учителей никто не раскрыл мне сложности и трудности моей будущей профессии? Может, кто-то чего-то и говорил, да я, наверное, и значения не придавала. Мама ничего не имела против, потому что старшие сестры тоже учились в педагогических вузах. Со стороны слышала разговор, что учитель живет неплохо: зарплата приличная, коммунальные услуги, уважение на селе, отдых на все лето.
А был ли выбор? Был. Знала, что можно стать врачом, но в старших классах стали трудно даваться задачки по химии, да почему-то в голове все время крутилась мысль: а вдруг диагноз не тот поставлю, ведь не прощу себе. Поэтому учитель и точка. Дикция хорошая, стихи люблю читать, книги, с детьми общаться нравится.
Получая образование в вузе, я часто посещала городские школы, где проходила практику, сравнивала с сельскими. Село "перебило". Родина позвала.
После окончания института прошло уже 20 лет. Многие мои однокурсники сменили профессию: переучились кто на юриста, кто на психолога, кто на дефектолога, то есть сбежали от трудностей: от бессонных ночей, от тетрадок, от классов, от веселой и задорной жизни, когда ты вечно молод. Любознательные прогресса, они учат жизни. Через них я смотрю на мир и понимаю, что кто-то должен решиться на этот подвиг - быть учителем.
М. АРХИПОВА.