После восьмого класса сыресинская девчонка Альбина Синякова, выучившись на швею и проработав два года в Алатыре, вышла замуж. На первом семейном совете супруги Кривошеевы решили было обосноваться в Сыресях. Но по специальности в родном селе работать ей не пришлось. Почти сразу после свадьбы в 1975 г. молодая семья переехала в Сияву.
Вместе с мужем она устроилась здесь работать на одном предприятии разнорабочей, где трудилась 17 лет на "торфу", как окрестили здесь торфопредприятие. В начале 90-х, когда дела на предприятии стали чахнуть, вдвоем перешли в совхоз "Сиявский": на земле-то надежнее… Работала телятницей, дояркой, свинаркой. Сейчас она вновь на молочной ферме СПК "Сиявский".
- Доим 30 коров, - говорит Альбина Александровна, - вручную, нетелей нет, телят выпаиваем на первых порах, а потом их сельхозкооператив реализует на сторону: ухаживать за ними некому, людей нет. Работаем вдвоем, каждый день. Доильных аппаратов нет. Молокопровод, аппараты были до начала 90-х годов. Потом все это пропало. Осталось работать до пенсии полтора года, - грустно вздыхает она.
Вместе с мужем вырастили четверых детей, которые подарили им троих внуков и двух внучек, старший пошел уже в школу, остальные пока в детских садах ждут своей очереди. Старшая дочь Елена живет в Чебоксарах. Алексей по контракту полтора года прослужил в Югославии, сейчас живет тоже в столице республики, работал таксистом, потом окончил ЧГУ, устроился мастером на стройке, но в кризис попал под сокращение. Ныне работает на автобусе. Наталья в Сибири, а самая младшая Татьяна работает учителем в Кудеихе.
На личной усадьбе полный двор скотины: две коровы, бычки-телята…
- Крутимся, вертимся, - делится тайнами "верстки" семейного бюджета А. Кривошеева, - молоко сдадим - вот на эти деньги и живем.
Муж Альбины - Александр Алексеевич - родом из села Атрать Алатырского района. В большой многодетной семье Кривошеевых Александр был самым старшим из девятерых. Кроме него, в родительском доме "под стол лазили" еще четверо братьев и столько же сестер. Сейчас все они разъехались кто куда, давно нет в живых отца с матерью.
В свое время родители переехали в Сыреси. К тому времени Александр успел закончить девять классов в родной школе и поступить в Канашское СПТУ-21, где в 1969 г. получил специальность тракториста-машиниста широкого профиля.
В Сияве на торфопредприятии работал на всех тракторах, и на ДТ-75, и на К-700, фрезеровал, добывал торф, возил по хозяйствам. Торф рыхлили, сушили, как сено, собирали комбайнами, валковали в кучи, грузили и вывозили в колхозы и совхозы, где его использовали для приготовления торфо-минеральных компостов - ценного удобрения для полей.
Несколько лет работал рамщиком на пилораме. Эту специальность освоил на торфопредприятии, работал сварщиком, прессовщиком, когда выпускали торфобрикеты для отопления. "Прошел" все работы, - улыбается он. - Чему учили в СПТУ, а там готовили по широкому кругу специальностей, все пригодилось в жизни. А сейчас вот на ферме скотником, - подводит он черту под своей тернистой трудовой биографии".
Вопрос, чем вызван такой неожиданный выбор, уносит рассказчика в новые воспоминания.
- Сломал руку на сенокосе, - лаконично ответил он и подробно обрисовал при этом картину того летнего дня.
Оказалось, что спас родного племянника от увечья, а быть может, и от самой погибели. Тот работал шофером. Поехали они вдвоем раз за сеном. Нагрузив с полмашины, племянник забрался наверх, чтобы равномернее уложить в кузове сено, но потерял равновесие и полетел вниз.
Александр бросился к нему на помощь в надежде смягчить падение, поймал "летчика". Но "стыковка" получилась неудачной. Удар пришелся по руке, кость треснула.
- А ему - ничего, встал с земли, отряхнулся и пошел, - смеется он. - Молодой!.. Вот с тех пор пришлось податься в животноводство, на более легкий труд. На ферме ухаживаем за коровами и телятками.
Н. ДОЛГОВ.