Из воспоминаний труженицы тыла Егоровой Марии Алексеевны, 1922 года рождения, уроженки д. Пехорка
- В июне меня с одногодкой Зоей Куляшиной вызывают в Кувакино в военкомат на комиссию. Пошли с Зоей пешком в сопровождении ее матери. Зоя комиссию не прошла по состоянию здоровья, а я прошла. Признали годной к обучению на "шнайпера". Вернулись домой, и я стала ждать вызова, который пришел вскоре. Я собрала котомку и пошла одна пешком в Кувакино. Учились там же. Жила на квартире у Митрохиных. Питание было свое. За продуктами отпускали домой. А иногда их привозили попутно односельчане по просьбе родителей.
Руководителем у нас был Андреев Алексей Васильевич. За селом был полигон, там и проходило обучение. Учили нас стрелять из снайперской винтовки, перевязывать раны, ползать по-пластунски, совершать марш-броски.
Голодные были. Ползаем по-пластунски, ягоды красные руками хватаем, а командир ругается. Во время марш-броска у меня очень сильно закололо в боку, согнулась, бежать не могу, а командир кричит: "Не симулировать!".
Вместе со мной были девчонки из Турдакова, Кувакина, Сутяжного и других сел. Все деревенские, забитые, всего боялись. Одна девушка никак не могла выстрелить из винтовки, с ней со страху истерика. Командир обратился к военкому с просьбой ее отчислить как необучаемую. А военком по фамилии Грач ответил: "В цирке медведей учат на велосипеде ездить, а перед вами человек. Продолжить обучение!".
Учились все лето - три месяца. Выдали нам удостоверение снайпера и велели ждать вызова. Но на фронт я не попала по семейным обстоятельствам: воевали отец и брат, дома оставались трое несовершеннолетних детей с сестрой отца - старой девой. Она вскоре умерла, детей не на кого было оставить.
Потом до нас дошли слухи, что две девушки из Кувакина, что учились со мной вместе, погибли на фронте. Фамилия одной Орехова, имени и фамилии другой не помню.
Записала племянница, учитель начальных классов Октябрьской ООШ Нина АБНОСОВА.