Была война, потом была Победа. Обо всех невозможно рассказать, потому что многое нам неизвестно о сражавшихся и погибших за Победу, о подвигах тех, кто ушел из жизни в послевоенное годы. Но хотя бы приблизиться к героическому тому времени помогут нам документы военной поры. Личная летная книжка, военный билет и фотография гвардии лейтенанта Гладышева. Эти документы тоже могут многое рассказать о боевом летчике.
Федор Яковлевич Гладышев (1921 - 1972) родился 9 апреля в деревне Шадриха в простой крестьянской семье. Окончил Федор в родной деревне начальную школу, семилетку в Кудеихе, а среднее образование получил в селе Сияве. После окончания школы в 1940 году его призвали в армию. До июня 1941 года он курсант 1-го мотомехполка I-й дивизии ЛВО. С июня по сентябрь 1941 года Федора направляют курсантом в Московскую авиашколу.
Заметив, видимо, способности Гладышева к летному делу, руководство школы направляет его в Молотовскую авиашколу, где 2 года курсант продолжает обучение. С сентября по декабрь 1943 года Гладышев оттачивает мастерство пилота в 8-м отдельном учебно-тренировочном смешанном авиаполку. И, наконец-то! 24 декабря 1943 года летчик Гладышев получает приказ о том, что направлен в 71-й гвардейский штурмовой авиаполк. С этим полком он воевал сначала на II Прибалтийском, а затем на I Белорусском фронтах 16-й воздушной армии.
1944 год Федор встретил в кругу новых боевых друзей. Обидно только, что еще два с лишним месяца устраивались проверки техники пилотирования. Но командир 2-й эскадрильи, хотя и выводил летчику общую оценку "хорошо", приписал еще и фразу: "Летает хорошо, но при тренировке обратить внимание на осмотрительность, глубокие виражи и боевые развороты". И Федор стал понимать, что одного лишь желания победить врага мало - надо иметь еще выдержку, самообладание, хладнокровие и учиться предугадывать намерения противника, чтобы живым возвратиться из полета.
Но со временем опыт и самообладание придут к летчику: при проверке техники пилотирования гвардии капитан Назаров даст старшему летчику Гладышеву общую оценку "отлично". А пока им владело неудержимое стремление получить боевое задание. И 31 марта у Федора будет сразу два боевых вылета на самолете ИЛ-2. Он получает задания на уничтожение живой силы и техники противника в пунктах Воля - Прудки и Кошары.
Лето 1944 года. Какие задачи в этот период стояли перед 16-й воздушной армией, которой командовал С.И. Руденко? В конце июня 1944 года в районе Бобруйска (Белоруссия) противник стал готовиться к прорыву на северо-запад, чтобы соединиться с войсками 4-й армии. В этих условиях авиация фронта получила приказ нанести бомбовые удары 24 июня. Командарм 16-й воздушной армии поднял в воздух 400 бомбардировщиков и штурмовиков под прикрытием 126 истребителей. Страшные по силе удары обрушились на противника. Они оказались точными. 16 июля 1944 года был приказ по полку о награждении летчика Федора Гладышева орденом Красной Звезды.
В августе и первой половине сентября 1944 г. Красная Армия вела наступление на польской земле. I Белорусский и I Украинский фронты продвигались медленно: приходилось преодолевать ожесточенное сопротивление врага. В летной книжке значатся перелеты на польскую землю: Люблин, Томашув. 1 августа в Варшаве вспыхнуло восстание, и советское командование сделало все от него зависящее, чтобы поддержать восставших. Наши самолеты совершили 2243 вылета. Среди них был и самолет летчика Гладышева. Его грудь украсила медаль "За освобождение Варшавы".
29 января 1945 года войска I Белорусского фронта вступили на территорию Германии. Маршруты Гладышева на Горцау, Франкфурт, Берлин, а с 16 апреля ежедневно по 2 - 3 вылета на боевые задания. Истребители плотно прикрывали с воздуха наземные войска и обеспечивали боевые действия операции. А какие были ощущения тех, кто видел в эти дни небо над Берлином?
"21 апреля. Вчера весь день не умолкало небо. Бомбили Берлин. Редко появлялись немецкие истребители. И совсем не видно бомбардировщиков. Они теперь осмеливаются действовать только ночью. С вечера начинают сбрасывать бомбы да ящики с гранатами - "трещотки". Мы включаем на полную громкость радиоприемники, чтобы не слышать этот гул над головой..." - из книги "Была война" нашего земляка Александра Лесина. Одним словом, небо над Берлином контролировала наша авиация.
Война закончилась. На груди 24-летнего красавца летчика Федора Гладышева засияли новые награды: медали "За взятие Берлина", "За победу над Германией" и ордена Отечественной войны II степени и Красного Знамени.
Последний перелеты в июле Горцау - Берлин, Берлин - Франкфурт, Селец - Ополе - Топпер - Фюрстенвальде. Записей о боевых вылетах уже больше не будет. Начинаются летно-практические учения, полеты по маршруту строем, в зону и на полигон, проверка техники пилотирования.
У всех солдат и офицеров после войны были разные судьбы, разные жизненные истории. Но эти страницы жизни особенные. Много было всего в жизни каждого человека, всего народа в те годы. И никто не размышлял: герой он или нет. Каждый выполнял то задание, которое ему было поручено, не задумываясь о том, что может умереть в любой момент. Но ничто не уходит без следа, ничего не забывается. Вот и эти старые документы далеких фронтовых лет помогли восстановить историю жизни в трудный для страны период простого паренька Федора Гладышева из небольшой деревушки Шадриха.
Н. КИРИЛИНА,
с. Кудеиха