Позади десятки лет работы в школе, но в памяти навсегда останутся любимые ученики, любимые уроки, уважаемые друзья-педагоги.
Начинала работать я в Козловской восьмилетней школе совсем молоденькой девушкой. Коллектив был небольшой и дружный, где меня тепло приняли. Там я получила хорошую закалку, набиралась опыта у замечательных учителей. Особенно полюбилась учительница математики Е. Ефремова. Это была требовательная, но очень добрая и веселая женщина, за что ее и любили ученики. Для меня она была образцом во всем.
До сих пор я помню своих первых учеников, многие тоже выбрали профессию учителя. Среди них Лариса Николаевна Панина-Кончулизова, скромная, умная, любознательная. Ее школьные творческие работы я все еще берегу. Вообще ученики запомнились уважительностью, вниманием. Не забуду кучи открыток и огромные букеты цветов в праздники. Надя Лёсина, Люба Орлова, Катя Кончулизова, Вера Радушина - умницы и активистки. Где вы сейчас? Я так хочу встретиться.
В Порецкой средней школе я проработала 32 года. Наполняемость в классах была от 39 до 41 ученика. Все свободное время уходило на проверку тетрадей. Зато было много радостных дней, событий, и одаренные дети никогда не забудутся. Это сестры Ивановы, М. Вершинина, Е. Фролова, Е. Исаева, И. Колбина, С. Фионин, Е. Буляйкина, Г. Грачева. Некоторые сегодня работают в данной школе, и я ими горжусь.
Работа учителя, я думаю, во многом зависит от руководителя коллектива. Мне пришлось работать при 13 директорах и 9 завучах. Всех помню и всем благодарна. Хотелось идти в школу всегда как на праздник, потому что там тебя понимали и помогали совершенствоваться. Очень нравились тематические совещания, открытые классные часы, праздничные концерты, коллективные походы учителей на природу в любое время года, хорошо была поставлена экскурсионная работа с детьми.
Из всех директоров школы я бы назвала самого мудрого и человечного Б. Шлямина. Он знал всех учеников по имени, к каждому умел найти подход, шуткой пристыдить. И его не то чтобы боялись дети, его уважали. И поэтому в школе была хорошая дисциплина.
Знал он и о каждом учителе: чем он дышит, как живет. Зная о его проблемах, обязательно поинтересуется, подбодрит. Посещая уроки, он всегда в них находил хорошее, от чего крепла уверенность учителя в своем деле. Помню, как однажды, посетив урок русского языка, он вышел к доске, положил руку на плечо и сказал: "Молодец! И вы, ребята, молодцы. Спасибо за урок. Я рад, что вы такие умные, старательные, активные. Так держать!" От такой похвалы у учителя "крылья вырастали". Внимательность - одна из главных черт его. Он до сих пор не забудет поздравить с праздником своих бывших коллег. И так приятно на душе от этого становится.
Теплые воспоминания остались и о тех учителях-ветеранах, с кем трудилась, кто понимал и помогал в проведении различных мероприятий. Это Н. Борзова, М. Ермолаева, В. Глотов, А. Егорова, В. Денисова, А. Скрипилин, Т. Парамонова и многие другие. Я счастлива, что судьба свела меня с ними, людьми искренними, с открытой душой и сердцем. С ними всегда было интересно общаться.
Находясь на отдыхе, я часто захожу в школу и вижу, как трудятся молодые педагоги. Они так же, как и я "от лета до лета покоя не знают", зато бывают счастливы от успехов своих учеников.
Разъехались мои бывшие ученики в разные уголки страны, но память о них осталась. Встречаясь с ними, я вижу, какими прекрасными людьми они стали, и в этом настоящее счастье учителя. Один с радостью сообщает, что учится одновременно на двух факультетах вуза, другой поведает о радостях семейной жизни, третий, оступившись в жизни, неловко попросит прощения. Иной скажет: "Я в школе не был первым, зато лучший в работе, только теперь я понял, что главное в житейской суматохе - не растеряться, найти себе дело, пусть маленькое, но полезное".
М. ХОВРИНА.