На работу в Порецкую среднюю школу я была переведена из школы-интерната в 1968 году. Руководила в то время большим школьным коллективом Анна Николаевна МЕЗЕНЦЕВА, умнейшая женщина, сочетающая в своей работе уважение и требовательность к каждому учителю и к каждому ученику. Она прекрасно справлялась с трудными обязанностями директора школы, ее очень уважали в коллективе, ее любили учащиеся, ей все доверяли свои сомнения и тревоги, зная, что найдут помощь и совет. Она любила математику, которую преподавала, а ее ученики любили и математику, и Анну Николаевну.
В те далекие годы, когда начиналась моя работа в школе в качестве завуча-организатора и преподавателя русского языка и литературы, рядом со мной работали бывшие пехотинцы, моряки, разведчики, танкисты, связисты... Я ежедневно имела возможность контактировать с классными руководителями, опытными учителями, интересными людьми.
Бывший мой учитель Иван Васильевич ПАНКРАТОВ теперь стал моим коллегой по работе, он вел физику. Любовь к этому сложному предмету он умел привить своим ученикам. Человек общительный, остроумный, Иван Васильевич был интересным собеседником, вокруг него было весело и шумно. Он прекрасно понимал, что на пушечный выстрел к школе нельзя допускать человека мрачного, угрюмого, что учитель должен быть жизнерадостным, энергичным. Он вспоминается как добрый человек и хороший педагог.
МАРКИН Михаил Васильевич вел в школе географию, его уроки были содержательны и интересны. Дети любили и учителя, и его предмет. После смерти жены Михаил Васильевич уехал на Сахалин к сыну, жил в его семье в г. Корсакове. Мы долго вели с ним переписку. В письмах он интересовался жизнью школы, поречан, скучал по Поречью, с откровенной любовью вспоминал своих коллег, своих учеников - не мог забыть их Михаил Васильевич: ведь большую часть жизни он прожил в Порецком.
Я хорошо помню Филиппа Федоровича ХОХОЛКОВА, тоже фронтовика. Он вел уроки литературы и русского языка, очень сильно увлекался шахматами. Подвижный, энергичный, Филипп Федорович легко сходился с людьми, хорошо дружил со всеми. Свою любовь к шахматам он прививал и своим ученикам.
Глубокую память о себе оставил учитель математики ТЕРЕБИЛОВ Антон Михайлович. Он очень любил свою профессию и детей. Был очень честным, справедливым, порядочным товарищем.
Мы все, и учителя, и учащиеся, искренне уважали Владимира Михайловича СИМАНЕНКОВА, преподавателя физкультуры. Его учащиеся часто выступали не только перед детьми, но и поречанами с программой акробатических упражнений. Прекрасный преподаватель был любим учащимися, среди населения пользовался огромным авторитетом. Это был скромный, обаятельный человек. До сих пор живет память об этом прекрасном педагоге, прошедшем тяжелые фронтовые дороги и награжденном многими Правительственными наградами.
Рядом с ним и позднее работали его товарищи по профессии ШЛЯМИН Николай Иванович и ПЛЕТНЕВ Виктор Алексеевич - тоже фронтовики. Николай Иванович Шлямин, бывший танкист, на встречах с учащимися охотно рассказывал о своих боевых товарищах, а также о героическом пути своего полка.
ЦВЕТКОВ Михаил Александрович до начала Великой Отечественной войны преподавал химию. Был очень общительным человеком, глубоко изучил свой предмет, и его уроки были неординарными. Он очень любил своих трех сыновей. На фронт был призван рядовым в самом начале войны. Пропал без вести в декабре 1943 года.
Братья ГУЗНЯЕВЫ: Иван Владимирович и Александр Владимирович - тоже участники войны. Иван Владимирович преподавал немецкий язык, а Александр Владимирович географию, он принимал активное участие в общественной жизни школы и села.
Иван Владимирович был тяжело ранен, после госпиталя снова воевал. Был награжден орденами и медалями. Мы с ним были классными руководителями в параллельных классах, проводили совместно общие классные собрания, в которых Иван Владимирович принимал активное участие. Он был внимателен к детям, был их советчиком. Я его помню как доброго товарища, умного собеседника.
Часто добрым словом вспоминается БОГОМОЛКИН Анатолий Андреевич. Его отличало глубокое знание математики, уважительное отношение к детям, которые горячо любили своего учителя. Его заветной мечтой было дождаться юбилея Победы и как участнику ВОВ выйти на пенсию досрочно, в 55 лет. Но, увы, до этого он не дожил, сказались былые фронтовые раны.
Сергей Васильевич ШЛЯМИН - учитель математики и физики. Доброжелательный, очень симпатичный человек, он вдоволь хлебнул соленой, морской водички, защищая Родину в морском флоте. Он обладал большим чувством юмора, что помогало учащимся на его уроках лучше усваивать материал.
Особо хочется вспомнить БЕГАГУЛИНА Михаила Борисовича. Будучи директором школы, он мудро руководил нашим огромным учительским и ученическим коллективом. Его уважали учителя, любили ученики, его умное мнение поддерживалось всеми, потому что это был человек ответственный, одинаково строго относящийся и к себе, и к окружающим. Огромное участие он принял в создании Зала Боевой Славы школы, собрав для этого самых талантливых, самых энергичных учителей и учеников, одержимых патриотическими идеями увековечить память о героическом прошлом нашего народа, о земляках-поречанах, завоевавших мир и свободу в годы Великой Отечественной войны.
Сбором материалов о Великой Отечественной войне занимались и учителя, и ученики. Михаил Борисович побывал с ребятами в Волгограде и Ленинграде, в Москве и Киеве. Ребята привозили из своих путешествий альбомы, фотографии, воспоминания о фронтовых годах участников встреч. Они привезли священную землю с Мамаева кургана, они слушали рассказы родных героев-краснодонцев. Мы ездили в Брестскую крепость, подружились со многими прекрасными людьми - ее защитниками, а потом долгие годы переписывались с ними. Зал Боевой Славы стал лучшим школьным музеем Чувашии. Экскурсоводы Зала вели беседы со всеми приезжающими к нам в школу и детьми, и взрослыми. В Зал приезжали не только из разных городов и сел нашей республики, но и из Горьковской области, республик Мордовии и Марий-Эл.
Зал Боевой Славы был оформлен при непосредственном участии Владимира Дмитриевича Потапова, замечательного преподавателя рисования, прекрасного художника. На строгое грустное лицо Скорбящей Матери падали отблески Вечного огня, звучала траурная музыка…
Здесь проводились самые торжественные собрания, встречи, беседы.
А с каким желанием ребята собирали новые экспонаты в свой любимый музей, с какой трепетной любовью берегли письма, книги, присланные участниками, медали, ордена, переданные на хранение в школьный музей!
Больно и горько было всем нам тогда, когда при новом руководстве школы без нашего ведома все, что учителя и учащиеся так бережно собирали (а это была колоссальная работа), было вынесено из Зала Боевой Славы и Ленинской комнаты в сарай, где все и пропало. Как легко можно уничтожить старые традиции, духовное богатство поколений, а построить "новый мир" трудно, порой даже невозможно. Уж что-что, а это мы проходили.
Но память об организаторах Зала Боевой Славы жива, живы и работают в Порецком ребята - бывшие экскурсоводы. Они с благодарностью вспоминают о тех годах, когда с волнением рассказывали о Рихарде Зорге, читали о нем стихи, присланные его сестрой, с трепетом говорили о защитниках Брестской крепости. А когда их пионерский отряд носил имя юной связной партизанского отряда Верочки Кравцовой, они переписывались с ее мамой, потерявшей троих своих детей, казненных в застенках гестапо.
Экскурсоводы до сих пор бережно хранят фотографии Зала, на которых они, пионеры, а потом комсомольцы, обсуждают планы Совета Зала, ведут объяснения около многочисленных витрин…
И сегодня, уже взрослые люди, они с глубокой признательностью и любовью вспоминают школьные годы, свой музей, школьный музей мужества и славы своих отцов, матерей, дедов, победивших фашистов, сильных духом людей, замечательных патриотов страны.
Вспоминают удивительно интересные встречи с потрясающе прекрасными людьми.
Особенно теплые слова мне хочется сказать об учительнице биологии ГУЗНЯЕВОЙ Зое Николаевне - участнице войны. Служила она в Брест-Литовской крепости, прошла в войсках связи Украину и Белоруссию. Каково быть женщине на войне, знают не многие. А наши женщины рядом с мужчинами перенесли, перетерпели все фронтовые трудности, выжили и победили. Зоя Николаевна всегда приветливо встречает гостей. У нее есть хорошие друзья, она с теплотой и любовью рассказывает о своих внучках, помогает им, а девочки высоко ценят свою бабушку, заботятся о ней, берегут ее. Мы часто встречаемся с Зоей Николаевной, и меня восхищает ее великолепная память, ее уважительно трепетное отношение к тем, кто вынес тяготы войны, а также к своим коллегам по школе.
Многие годы мне пришлось работать под руководством директора школы ЮКЛАНОВА Владимира Александровича, требовательного и в то же время отзывчивого педагога. Как завучу мне приходилось часто с ним общаться, планировать тематику педсоветов, родительских собраний. Я всегда прислушивалась к его советам и пожеланиям - это были стоящие советы.
В те далекие годы работали ЗОТОВ М.А. и ЗУБКОВ Н.Д., тоже участники войны, серьезные учителя, любящие свою работу.
Александр Иванович БУХАЛЕНКОВ преподавал историю. Внешне грозный, на самом деле он был человеком доброй души, которого дети уважали и ценили. Александр Иванович обладал прекрасным голосом, был солистом не только школьного хора, но и хора ветеранов района.
Глубокое уважение учащихся и их родителей, мое уважение заслуживал Иван Григорьевич ЛИПИЛИН. Человек, поистине преданный делу воспитания детей, Иван Григорьевич работал учителем начальных классов. Пройдя через ужасы войны, не ожесточился. Сколько детей прошло через его открытое любви сердце, через его добрые отцовские руки!
Его ребятишки, оканчивая школу, не забывали своего Учителя, по-прежнему глубоко любили и уважали его. Иван Григорьевич очень любил природу Засурья, односельчан и, конечно же, свою работу. Обычно выпускники младших классов Ивана Григорьевича Липилина были прекрасно подготовлены к учебе в среднем звене школы, были добрыми и отзывчивыми. Я до сих пор помню слова этого прекрасного человека: "Настоящий учитель - это, в первую очередь, настоящий друг детей, которых ему привели родители..."
Участник Великой Отечественной войны, инвалид по зрению 1 группы Владимир Иванович ГРИБАНОВ преподавал немецкий язык. Прекрасно знал свой предмет, был требователен и строг по отношению к учащимся. Многие его ученики пошли по его стопам, стали учителями иностранного языка и теперь работают в разных уголках нашей страны. Член Союза писателей, заслуженный работник культуры ЧАССР, Владимир Иванович был автором девяти поэтических сборников.
Большим авторитетом пользовался у ребят учитель трудового обучения Алексей Александрович СМОРЫЗАНОВ. Его уроки были не только интересны, но и настолько полезны и увлекательны, что мальчишки ждали их с нетерпением, чтобы не только поучиться мастерству у Мастера, но и пообщаться с этим удивительно интересным человеком. Об его искусстве и умении излагать просто и доходчиво азы столярного и слесарного дела дети слагали стихи. Многие вещи в интерьере школы были сделаны Алексеем Александровичем и его учениками: подставки для цветов, вешалки для школьной раздевалки, плечики для одежды в кабинет домоводства, табуретки и т.д. Дети под руководством Алексея Александровича чинили школьную мебель, делали черенки для лопат и грабель для работы на пришкольном участке. Он очень интересно рассказывал о событиях войны, о своих боевых товарищах. За ратные подвиги Сморызанов А.А. был награжден многими Правительственными наградами.
Подполковник ГОЛОВ Александр Васильевич вел уроки начальной военной подготовки. Он был не только наставником и учителем, но и большим другом детей. За его доброту дети платили ему любовью и своей привязанностью, доверяя ему все свои нехитрые детские секреты. Под руководством Александра Васильевича в школе интересно проходили смотры строя и песни, проводились соревнования юнармейцев, военизированные игры "Орленок" и "Зарница".
Многие из сельчан старшего поколения помнят своего земляка, удивительно красивого человека, очень скромного, прекрасно образованного, душевно щедрого, - Владимира Ивановича АЛАТЫРЦЕВА. Родился он в 1908 году в селе Семеновское в крестьянской семье, рос подвижным, любознательным мальчиком, с ранних лет на радость родителям был их помощником, с детства увлекался художественной литературой, участвовал в постановке спектаклей, удивляя окружающих своей феноменальной памятью. А ведь он окончил только начальную школу! Это много лет спустя (с 1928 года) Владимир Иванович начал учиться в Порецком педучилище, окончив которое, преподавал здесь же, а затем в Порецкой школе литературу. Заочно учился на литфаке пединститута.
Началась Великая Отечественная война. Владимир Иванович на фронте, он командовал пулеметным взводом, участвовал в жестоких сражениях. Но не зачерствело его сердце, отзывалось и на горе, и на радостные события. Война разбудила в командире поэта. Стихи писались на редких привалах, в полутьме землянки, в перерывах между боями.
Как близки были эти стихи солдатам, как трогали они душу каждого: у всех бойцов где-то остался родной дом, семья, мать, остались счастливые воспоминания о мирном времени...
В трудные дни боев за Латвию командование Второго Прибалтийского фронта нашло время провести совещание поэтов и прозаиков. Бойцы читали свои произведения: Сергей Смирнов (в будущем замечательный писатель, автор романа-хроники "Брестская крепость"), Яков Хелемский, Лев Черноморцев, Арвид Григулис, Михаил Бубеннов (еще до войны, в 1940 году, он пишет повесть "Бессмертие", а в конце войны - роман "Белая береза")...
Прочитал свои стихи и Владимир Алатырцев. Лаконичные стихи, суровые, в них по-своему, остро и емко, отразилась война:
Не забывайте павших на войне:
Они за нас там головы сложили.
У них учитесь мужеству и силе,
Святой любви к народу и стране.
Не забывайте павших на войне!
Владимир Иванович Алатырцев оставил нам поэму "Возвращение в молодость", сборник стихов "Весна в Засурье", во время службы в армии (с 1942 по 1958 годы) написал два сборника: "Фронтовые тетради" и "Голос сердца". В рижский период жизни поэта вышли в свет шесть сборников его стихов.
Долгое время поэт прожил вдали от родных мест, от Чувашии, но никогда не прерывалась его связь с земляками. Он несколько раз приезжал в Поречье, он любил свое Семеновское, любил Порецкую среднюю школу, своих коллег, старался навестить своих друзей, обязательно почитать стихи учащимся школы, где когда-то ярко, с огромной любовью читал своим питомцам стихи Пушкина, Тютчева, Баратынского.
Владимир Иванович Алатырцев в нескольких своих стихотворениях создал образ старого учителя, прошедшего страшные дороги войны, пережившего смерть друзей, дожившего до Победы. Он мог давно уйти на пенсию, этот седовласый учитель, но не в силах был расстаться с ученическими тетрадями, с пытливыми мальчишками и девчонками, с веселыми трелями школьного звонка.
Трогательно рассказывает поэт о переживаниях учителя, о своих послевоенных встречах с учениками в рижской школе, где он работал.
Я очень люблю стихи Владимира Ивановича Алатырцева, особенно из сборников "Все, что сердце имело" и "Обновление". Он жаждал обновления России, он горячо желал этого обновления людям, природе, поэзии, всему живому. "Обновление" - последняя книга поэта, но это не только прощальное слово В.И. Алатырцева, это книга мужественного человека, завещание всем нам, живущим на Земле, быть сильными, быть причастными к обновлению России. Владимир Иванович Алатырцев скончался в ноябре 1964 года.
Уверена, что многие из людей старшего поколения помнят учителя математики СЕБРЯКОВА Петра Васильевича. Фронтовик, он приехал в Порецкое вместе с семьей после войны с Кубани. Воевал на Южном Фронте, был ранен, отмечен высокими наградами за ратный труд. Вначале Петр Васильевич вел математику в Анастасовской школе, где позднее работал и завучем. В памяти учителей и учащихся он живет до сих пор как замечательный учитель, строгий, требовательный, участливый. Александра Михайловна Глотова, его ученица, с благодарностью вспоминает интересные уроки математики, уважительное отношение Петра Васильевича к ребятам, их родителям. Петр Васильевич последние годы до выхода на пенсию преподавал в Порецкой средней школе, я помню, как высоко ценили коллеги его профессионализм, его добрые советы, его помощь молодым педагогам. Внуки Петра Васильевича живут в Екатеринбурге, они навещают могилу своего деда, похороненного в Порецком.
Четыре года я проработала в Порецком педагогическом училище имени И.Н. Ульянова, где в это время (1953 - 1957 годы) завучем был Михаил Иванович СТЕПАНЦОВ. Очень требовательный, строгий, Михаил Иванович (без преувеличения) был руководителем настоящим, добрым другом преподавателей и учащихся училища. Он не уставал напоминать всем, кто решил стать учителем, что чаще всего выпускников ждут сельские школы, а сельский учитель - это не только учитель, он в центре всей общественной жизни, он должен иметь богатый запас самых обширных знаний в области литературы и искусства, психологии и истории. Большие театры и музеи очень далеко, а пытливые ребята глубоко интересуются балетом и музыкой, современной техникой и умными книгами. Учитель должен поддерживать любознательность своих ребят, для этого с первого курса училища нужно много читать, многому научиться, самому собрать большую библиотеку, всю жизнь учиться педагогическому мастерству, чтобы быть интересным и полезным человеком, нужным для учащихся и их близких. От Михаила Ивановича мы научились оставлять плохое настроение дома, чтобы создать в классе атмосферу радости, желания отлично учиться, чтобы все 45 минут урока учили доброму, умному, полезному.
Родился Михаил Иванович в 1914 году в поселке Зеленый Дол, рос сиротой, сумел окончить лишь два года начальной школы, потому что вынужден был кормить себя сам: он пас стадо. Очень способный мальчик, Миша успешно сдал экзамены за семилетку, затем продолжил образование. Был призван в армию в 1941 году, учился в Подольском пулеметно-стрелковом училище, окончив его, воевал под Москвой. Вернувшись, стал преподавать математику.
Несколько последних до пенсии лет Михаил Иванович преподавал математику и физику в Порецкой средней школе, где пользовался глубоким уважением среди учащихся и своих коллег. До сих пор бывшие ученики школы вспоминают Михаила Ивановича, говорят, что строгий и требовательный к ребятам, он прекрасно знал физику, преподносил сложнейший материал доходчиво, понятно, радовался успехам своих учеников. Собираясь на встречи, его ученики вспоминают веселые шутки учителя, увлекательные уроки физики, говорят, что Михаил Иванович любил свою работу, детей. О Михаиле Ивановиче, умном, добром Учителе, не забывают и учителя, и учащиеся. Помнят...
Интересна трудовая жизнь другого фронтовика, работавшего в Порецкой средней школе, ЯКИМОВА Александра Григорьевича. Он родился в деревне Степное Коровино, ему было всего 19 лет, когда началась Великая Отечественная. Война коснулась и его. До 1942 года Александр Григорьевич окончил Чебоксарский учительский институт, поработал учителем в Милютинской семилетней школе, где был и директором. А с 20 декабря 1942 года он - боец Советской Армии. Окончив Коломенское артиллерийское училище, сержант Якимов служит под Москвой, а в июне 1943 года он принял свое первое боевое крещение. В 150 километрах от Москвы под Ельней занял огневые позиции и их 102 артполк. Это уже позже узнали бойцы, что они наносили по фашистам отвлекающие удары, а основные события разворачивались южнее, в направлении Курск - Белгород. Позже те боевые действия в летописи истории войны назовут Курской дугой. А потом непрерывные бои, наши солдаты продвигались только вперед, освобождая Московскую область, Смоленск, Ярославль. Дивизия вышла к границам Белоруссии, до Орши оставалось 15 - 20 километров...
Точку в военной биографии Александра Григорьевича Якимова поставил бой за Оршу 14 ноября 1943 года. Он был ранен в обе ноги, госпитализирован, комиссован. Вернулся в родные края, вновь продолжал учительствовать. Работал завучем Бахмутовской школы, директором Никулинской, Порецкой средней школы. Десять лет работал в качестве заведующего РОНО, позже - директором Кудеихинской школы. С 1941 по 1985 год - таков стаж его работы на педагогическом поприще. Со своими учениками не раз побывал в тех местах, где довелось ему пройти с боями. В последние годы, уже на пенсии, Александр Григорьевич растил внуков, гордился ими: они стали учителями, не прервалась учительская династия. А о фронте забыть не мог, об этом напоминали фронтовые раны и боевые награды. Два ордена, медаль "За отвагу", другие медали говорили, что жизнь прожита достойно.
Работа с замечательными людьми, настоящими педагогами-участниками Великой Отечественной войны, их фронтовые подвиги помогали всем учителям нашей школы воспитывать в детях патриотизм, любовь к родному краю. А память о них всегда живет в наших сердцах.
А. ЕФИМОВИЧ,
ветеран педагогического труда.