Строки, застывшие в свинце
будут долго еще сниться Валентине Лазаревне Трофимовой, проработавшей в Порецкой типографии более 30 лет. А пришла она в это заведение в далеком 1969 году, когда ей еще не было и двадцати.
Определили неопытную девчонку наборщицей ручного набора.
Эта работа требовала от работниц определенных профессиональных навыков и выносливости. Отлитые в линотипной машине строчки, как известно, имеют зеркальное отражение привычных всем газетных строчек.
Набирали тексты наборщицы, стоя за столом. На работе приходилось задерживаться допоздна, потому что на первых порах правильно, без огрехов собрать свинцовый «антитекст» да притом вверх ногами удавалось не каждому и не сразу, а дисциплина в то время была железная.
За пятнадцать лет работы В. Трофимова овладела своей профессией в совершенстве. Но в типографии ушла на другую работу одна из линотипистов, и ей предложили срочно переучиваться.
На курсах линотипистов в Чебоксарах она освоила и эту специальность, проработав на этой не менее ответственной работе до выхода на заслуженный отдых в 1999 г.
«Немалый опыт, добросовестный труд позволяет ей успешно выполнять обязанности, - сообщала «районка» в одном из декабрьских номеров 1991 г. – это к ней можно отнести слова «медленно, но верно». Да, именно так, аккуратно, надежно работает Валентина. Потому в ее наборе и ошибок немного, и к машине относится бережно. Очень переживает за каждый сбой в работе, хотя и не по ее вине. В основном она набирает газету, но приходится набирать и бланки. И делает она это всегда с хорошим качеством». Линотипная машина, на которой работала В. Трофимова, как музейный экспонат, до сих пор, словно паровоз на запасном пути, стоит в одном из помещений типографии. А молодые нынешние кадры редакции, при виде этого грозного печатного оружия качают головой и вопрошают: «Как же на этой технике раньше работали наши тогдашние сверстницы?»