Год семьи в России заканчивается. Почему государство стало провозглашать каждый год, обозначая его идеологической направленностью? Всё, что происходило в мире и в России в XX веке и продолжает совершаться ныне, свидетельствует о том, что человечество переживает глубокий нравственный кризис, и самое главное, по образному выражению русского философа И.Ильина, он затронул «первичное лоно человеческой культуры» – семью.
Все мы слагаемся в семье. В семье мы учимся любить, жертвовать, формируем характер, чувства. Всё, что выйдет из человека в его дальнейшей жизни, определяется в его детстве.
Детство Людмилы Негрозовой прошло в селе Гарт. Многодетная семья знала и труд, и лишения, но все дети были согреты родительским вниманием и заботой. Геннадий Клюкин родился в селе Кудеиха, его родители были заметные люди в селе. Мама Валентина Ивановна была учительницей, потом долгие годы работала заведующей сельским детским садом, хранительница старинных песен. Отец Иван Васильевич с 17 лет был призван на фронт. Получил ранение под Сталинградом, вернулся домой инвалидом, работал в бухгалтерии. И в семье Негрозовых, и в семье Клюкиных чтили традиции, уважительно относились к памяти предков. Но самое главное, родители этих семей воспитывали детей в сердечной любви, учили жить по совести и справедливости, иметь чувство собственного достоинства, не кичиться перед людьми, а быть скромными. Учили наслаждаться красотой природы не по книгам, а по опыту своей души. Сбор грибов, ягод в лесу был любимым занятием в этих семьях, до сих пор сохранились заветные полянки, о которых знают только они. Брак Людмилы и Геннадия не был случайным. Друг в друге они увидели родство душ. В их семье есть и любовь, и уравновешенный характер, и творческая предприимчивость.
Жизнь в селе, как на ладони, иногда мы о себе не знаем столько, сколько о нас знают соседи. За все годы их жизни я не видела в семье Клюкиных ни «семейных сцен», ни взаимной ненависти друг к другу, ни подозрения в неверности. О Людмиле и Геннадии можно сказать, что они живут по древнеримской брачной традиции «Где ты, Кай, там и я, твоя Кая».
Их единство во всём. В молодости их объединил не только брак, но и работа. Оба работали киномеханиками в Кудеихинском СДК, а когда он стал художественным руководителем, она – непременной участницей сельской самодеятельности. Перестройка экономического уклада в стране коснулась и их семьи. Но супруги Клюкины не опустили руки. Они стали на заказ изготовлять мебель и сувениры. Кстати, в их доме всё сделано заботливыми руками хозяев, а Геннадий оставит о себе память и потомкам-односельчанам: он выполнил резьбу на иконостас для придела Покрова Божией Матери Кудеихинского храма. Вообще замечу, что Геннадий мастер на все руки – и нарисовать, и сыграть на баяне, и отремонтировать технику – всё может. Мастерство в нём, наверное, от деда, который мог «лить» зеркала, и от отца, часовых дел мастера-самоучки. Людмила под стать мужу, у неё хороший художественный вкус, она помогает ему не только советом, но и делом. Сейчас своё время они стали уделять пасеке, разводят пчёл. Не всё было гладко – семью сопровождали неудачи, болезни, но Людмила и Геннадий поддерживают друг друга, накапливая в своём багаже взаимопонимание, терпение, терпимость, преданность и верность.
В семье Клюкиных двое сыновей воспитывались на естественном авторитете отца и матери, который построен не на ремне и ругани, а на слове без унижений и оскорблений, в семье, где отец и мать сохранили традиции предков бережного отношения к своим родителям, к памяти своих предков. Сейчас у них свои семьи. Но не в том ли семейное счастье Клюкиных, когда они со своими детьми желанные гости у родителей, готовых всегда согреть их вниманием, искренностью, простотой отношений, где мать несёт им милость и защиту, а отец – разумение и справедливость, и оба согревают своей любовью.
Н. Кирилина,
с. Кудеиха.