АУ «Редакция Порецкой районной газеты «Порецкие вести» Минцифры Чувашии ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ

 

Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

https://vk.com/por_press    https://t.me/porezkvesti

 

Устаревшая версия сайта
Новый информационный ресурс доступен по адресу  https://porezkvesti.rchuv.ru/
 

Пострадали за веру в Бога (25.04.09)

Татьяна Шпарёва,

с. Антипинка

 

В 1989 году в Русской Православной церкви впервые за её  тысячелетнюю историю была образована постоянно действующая Синодальная комиссия  по канонизации святых. Исторически сложилось так, что вопросов в этой области церковной жизни накопилось очень много, так как во время синодального периода и в годы гонений в XX веке не было возможности прославлять подвижников веры и благочестия в лике святых. Поворотным моментом в жизни Русской Православной Церкви стал  Поместный Собор, который проходил в 1988 г., когда праздновали юбилей тысячелетия крещения Руси.

 

Почитание святых – важнейшая составная часть православного вероучения. Святые – это земные люди, достигшие обожествления. Разделяя в земной жизни вместе с другими людьми все тяготы бренного существования, они становились физическими носителями качеств, присущих иному миру.

По древней церковной традиции к прославлению в лике новомучеников и исповедников российских предлагают лишь тех, кто совершил подвиг мученичества или исповедничества непорочно, не оговорив ни себя, ни других в вымышленных преступлениях.

Коренное уничтожение религии в 20-30-е годы прошлого столетия в стране являлось одной из важнейших задач. С помощью репрессий и массированной пропаганды в сознании нескольких поколений уничтожалась вера в вечные, непреходящие ценности. Достигалось это массовыми репрессиями самих верующих. Арестовывался и ссылался церковный актив. Религиозное воспитание детей стало квалифицироваться как контрреволюционная агитация. Правда, давали возможность отречься от религии.

15 мая 1932 г. решением правительства была объявлена «безбожная пятилетка», поставившая цель: к 1 мая 1937г. «имя Бога должно быть забыто». С мая 1928 г. начинает проводиться массовая операция по аресту большой группы верующих в Сергиевом Посаде. Всех этих людей объединила карающая рука госбезопасности и общая «вина» – вера в Бога.

Мое родное Поменье – это деревни  и сёла с глубокими православными традициями. Многие из них основаны в XVI-XVII веках (некоторые и ранее). Ещё до революции 1917 г. оно славилось красивыми действующими храмами, а население, проживающее  вдоль речки Меня, отличалось религиозностью.

Но пришли другие времена, веру в Бога стали искоренять, насаждая другие идеалы. Церкви разрушались, священнослужителей всячески притесняли. История хранит факты страшных расправ над людьми, преданными вере. Но, несмотря на репрессии, были люди, которые перед лицом смерти оставались верными православию.

16 марта 2008 года в Введенском Кафедральном соборе в Чебоксарах митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава за Божественной литургией совершил чин прославления священномучеников, трое из них – наши земляки, выходцы из Порецкого района.

 

В декабре 2007г. канонизировали протоиерея Димитрия (Воскресенский Дмитрий Васильевич). Священномученик Димитрий родился в 1869 году в селе Урусово Симбирской губернии в семье священника. Его отец умер от тифа, заразившись во время причастия больного крестьянина, когда исполнял долг исповедника.

Дмитрий начал свою деятельность на поприще священнослужителя в Урусове  псаломщиком. Затем окончил Симбирскую духовную семинарию.  Первым его приходом была церковь в с. Полибино Алатырского уезда (ныне Порецкий район). А вот последние 26 лет с 1911 года отец Димитрий служил в с. Анастасово вплоть до своего ареста. Первый раз Димитрий подвергся аресту в начале 30-х годов. С собой успел взять фотографию сына Николая, на которой тот снят красноармейцем в будёновке. Это фото было обнаружено в архиве, на обороте есть запись карандашом, адресованная дочери Ольге, в которой он просит навестить его. И ещё: «Время потеряно. Осужден неверно». Далее он сообщает о том, что его бьют и несколько фамилий своих мучителей. На этот раз Воскресенского освободили.

В 1934 г. его привлекают к огромному по тем временам штрафу в 400 руб. «за незаконное совершение молебна». Затем он был обложен налогом в три тысячи яиц. Справедливости он ищет в Москве в комиссии по вопросам культов при ЦИКе, которая и отменила решение о штрафе.

Но все эти нападки были лишь началом его страданий. 22 октября 1937г. протоиерей Димитрий и священник из с. Выползово Гришин-Константинов, а также  9 жителей нашего села были арестованы и заключены в Алатырскую тюрьму. Все они обвинялись «в контрреволюционной деятельности, в распространении антисоветской  агитации, направленной на подрыв колхозного строительства» и прочее... Через два месяца после ареста спецтройка НКВД ЧАССР приговорила о. Димитрия к 10 годам лагерей. Его отправили в Алатырскую исправительно-трудовую колонию, где, по записи тюремного врача, он скончался «от порока сердца» 22 мая 1938 г. и был похоронен на кладбище колонии в безвестной могиле. Умер о. Димитрий в день престольного праздника своего храма, в день памяти Николая Чудотворца.

Летом 2007 года мне посчастливилось познакомиться с правнуками священника Воскресенского. Проживают они в г. Истра (Воскресенск) Московской области. Они и передали мне архивные документы, в которых  рассказывается история далёкого1937-го года, трагедия 11 семей жителей нашего села и их прадеда о. Димитрия. Это фото их деда Николая  в будёновке увозил с собой Димитрий при первом своём аресте. Вместе с настоятелем храма с. Антипинка и правнуками священника Михаилом и Светланой мы встретились с пожилой жительницей с. Анастасова 1915 года рождения бабой Машей Климовой.  Будучи в то время ещё подростком, она проживала с семьёй священника Воскресенского по соседству. «Хороший батюшка был. Любили его прихожане. Да и семья была трудолюбивая. Коровку держали, овечек, курочек. Сами пахали, сенокосничали, сажали все на огороде. Не избалованные были детки», – вспоминает она. Удивило нас то, что баба Маня прекрасно помнит не только о. Димитрия, но и всю его семью. Для потомков Воскресенских было открытием то, что у их деда Николая, оказывается, кроме  четверых братьев и сестер была ещё младшая сестричка, которая умерла в младенчестве и похоронена в ограде храма. Правнуки побывали в храме, обошли все места, связанные с жизнью их предка. Разыскали свой родной дом (до недавнего времени он стоял рядом с кафе «Встреча»). Правда, во времена о. Димитрия он стоял напротив храма. Сейчас от его настоящего местонахождения осталась заросшая крапивой яма. Но даже эти признаки былой жизни своего прадеда были дороги  приезжим. Всё записывалось  на видеокамеру. А старенькая бабушка, воспоминания которой помогли им окунуться в прошлое их семьи, вскоре умерла.

 

Василий Матвеевич Гришин-Константинов родился 23 декабря 1874 г. в с. Выползово Курмышского уезда Симбирской губернии в семье крестьянина. Почему у него двойная фамилия, пока остаётся загадкой. Его отец носил фамилию Гришин.

С 1908г. Василий служил псаломщиком в с. Чаадаевка Ардатовского уезда Симбирской губернии, в 1911-ом был переведён в с. Мариополь Корсунского уезда, в 1916-ом – в с. Сыреси Алатырского уезда. Духовное образование Василий получил, окончив пастырские курсы. В 1919 г. был рукоположен в сан диакона, а в 1923-ем – в сан священника. В 1926 г. отец Василий был лишён избирательных прав как служитель культа. Протоколы лишения его избирательных прав сохранились в архиве района. К 1933 году о. Василий служил в родном селе Выползово.

2 января 1933г. на заседании Антипинского сельсовета говорится, что здесь «существует кулацкая группировка, ставящая целью развал колхозов изнутри во всех селениях сельсовета и занимающаяся активной антисоветской деятельностью. Всей этой кулацкой группировкой руководит поп Гришин В. М. через близко к нему стоящих женщин». Нашлись лжесвидетели из односельчан, давшие «правдивые показания».

16 января 1933г. о. Василий был арестован. На допросах он себя виновным не признал. 25 марта этого же года следственное дело «за недостаточностью данных для привлечения к ответственности» было прекращено, отец Василий и другие арестованные по данному  делу были освобождены.  Священник Василий продолжал служить. Некоторое время служил в с. Напольное. Новая волна репрессий застала его в с. Кудеиха. 22 октября 1937г. в доме о. Василия был проведён обыск и его арестовали. Он стойко держался на допросах. На все обвинения отвечал: «В контрреволюционной организации я не состоял и не состою, антисоветской агитацией не занимался,  и говорить мне не о чем. Ничего не признаю и признать не могу».

Обвинялся священник Гришин-Константинов по одному делу со священномучеником  Димитрием (Воскресенским) и священником Антипинского храма Михаилом Храмцовым. Их связывали узы духовного родства, и близость проживания давала возможность часто встречаться и поддерживать отношения.

30 декабря 1937 г. тройкой НКВД ЧАССР все трое были приговорены к 10 годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Отбывал срок наказания о. Василий в Алатырской ИТК до 1941 года, когда был этапирован по наряду ГУЛАГа. Находясь в заключении в Темниковском лагере в Мордовии, о. Василий умер 14 марта 1943 г. и погребён в безвестной могиле на лагерном кладбище.

От себя добавлю, что у о. Василия по тем временам была очень богатая личная библиотека. В ней были не только Библия и церковные книги, но очень много русской классики. После ареста, как вспоминают старожилы, библиотеку растащили предприимчивые односельчане. В селе проживают дальние родственники священномученика Василия. Две его дочери уехали из села. Их судьба неизвестна.

 

Третий священномученик Николай (Троицкий Николай Дмитриевич) также из с. Выползово. Родился Николай в семье диакона. Род Троицких как священников начинается с Ивана Александровича, запись о смерти заштатного дьячка с. Выползово удалось обнаружить в метрической книге за 1868 г. Умер он от отёка в возрасте 55 лет. Его сын Флегонт Иванович служит с 1856 г. дьячком в нашем храме. После смерти погребён в ограде храма. Могилка до сих пор сохранилась. В 1911г. к должности псаломщика в храме с. Выползово приступает Дмитрий Флегонтович. Это отец священномученика Николая.

Сам Николай окончил Симбирскую Духовную семинарию. В 1920г. был рукоположен в священники. Служил в с. Сабаево в Мордовии. В 20-х годах был осужден по 61-й статье за неуплату налогов. После освобождения служит в с. Семёновское, а в 33-м был переведён в с. Малое Чурашево Ядринского района.

В 1935г. был возведён в сан протоиерея за безупречную службу. Он был энергичным человеком. Сохранилось много документов, в которых он просит разрешения сельсовета пройтись крестным ходом на православные праздники, окропить в Крещенский праздник святой водой дома и дворы села и др. В 1937г. был арестован и содержался в Ядринской тюрьме. Протоиерей Николай мужественно отрицал обвинения в антисоветской агитации на допросах и на очных ставках с лжесвидетелями и был приговорён к 10-ти годам. До марта 1941г. содержался в Алатырской колонии, далее был этапирован по наряду ГУЛАГа в Байкало-Амурский лагерь. 10 марта 1942 г. скончался во 2-м отделении лагеря в городе Свободный. Нам удалось разыскать фото о. Николая, на котором он запечатлен в с. Сабаево. Был бездетным. В селе проживает племянница и дальние родственники.

Летом прошлого года в село приезжал иеродиакон Иосиф (Ключников), который собирает материал о священниках, незаконно арестованных и умерших мученической смертью в лагерях. Кто знает, может быть это не последний священномученик земли Порецкой. Им планируется создать документальный фильм о чувашских мучениках.

    Газета Советская Чувашия Хыпар Чувашский государственный художественный музей  Чувашское книжное издательство 

Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациямСоюз журналистов РоссииСоюз журналистов Чувашской Республики  

 
 
Информационное наполнение сайта:
Буслаева Наталья Александровна (83543) 2-13-22
por_pres@cbx.ru
Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика