Наталья Кирилина
В 2022 году отмечается 150-летие открытия Порецкой учительской семинарии. В книге С. Клюкина «Порецкая учительская семинария» упоминается, что открытие Порецкой учительской семинарии состоялось 19 ноября (1 декабря по старому стилю) 1872 года. В качестве именно «семинарии» это педагогическое учебное заведение функционировало 47 лет – 17 сентября 1919 года семинария была преобразована в трёхгодичные педагогические курсы. Что мы знаем о выпускниках семинарии? В статье хочу рассказать об учителе Рябове Григории Петровиче. Он был одним из её выпускников. Автором книги отмечено, что выпускники семинарии в своей профессиональной деятельности считались одними из лучших не только в Симбирской губернии и Казанском учебном округе, но и в других губерниях Российской империи. Какова судьба выпускника семинарии Рябова Г.П.? Каким он запомнился своим ученикам?
Из биографии. Согласно выписке из метрической книги Григорий родился 24 января 1898 года (по ст. стилю) в деревне Стекловарной, ныне с. Кожевенное, в семье крестьянина Петра Васильевича Рябова и законной жены его Анны Степановны.
В автобиографии Григорий Петрович указал, что он учился в Кожевенской начальной школе, после её окончания продолжил обучение в Порецком двуклассном училище при Порецкой учительской семинарии. 7 августа 1913 года поступил в семинарию. В возрасте 19 лет он заканчивает Порецкую учительскую семинарию, и на основании Свидетельства Казанского учебного округа, выданного 25.04.1917 г., был удостоен звания Учителя Начального Училища. В Свидетельстве указаны аттестационные предметы: Закон Божий, педагогика, русский и церковно-славянский язык, математика, история, география, физика, естествоведение, гигиена, пение, чистописание, рисование и черчение, гимнастика, практические занятия в преподавании. Сверх того, обучался ручному труду, огородничеству, садоводству и пчеловодству.
До августа 1918 г. жил с родителями и занимался крестьянским хозяйством. 1 августа был призван в Красную Армию. Проходил службу в г. Саранске во 2-ой Пензенской дивизии 5-м стрелковом полку в должности помощника заведующего полковым цейхгаузом. 1 октября 1918 года по ходатайству Алатырского уездного отдела народного образования Г. Рябов был освобождён из рядов РККА и направлен заведующим и учителем в Кожевенскую школу I ступени. С 1.09.1931 г. он назначен заведующим и учителем математики и физики Кожевенской КШМ, преподавал также агрономию и естествознание. С 1.09.1932 года его переводят на работу в Алатырский район преподавать математику и физику в Ичикскинской КШМ, а с 1934 учебного года Рябов становится директором и преподавателем математики в 5-7 классах Ичикскинской НСШ.
С 1936 года он вновь работает учителем и директором школы в родном селе Кожевенном до призыва на фронт в годы Великой Отечественной войны.
Об учителе Рябове из воспоминаний учеников. «Он (Рябов) был строг и требователен, не прощал нам малейших шалостей. Мы почитали и слушались его безропотно. Учебных пособий у нас тогда не было, и мы учились по рассказам своего учителя. А рассказчиком он был превосходным. Речь у него была выразительной и образной. Как никто другой, он привил нам тягу к знаниям, к чтению книг, и я всегда вспоминаю о нём, своём первом учителе, с большой теплотой и благодарностью».., – из очерка контр-адмирала Михаила Павловича Бочкарёва «Мои школьные друзья» (ИБ «Глория-информ», г. Севастополь, 2006).
Привожу выдержки воспоминаний, посвящённые учителю Рябову в книге ветерана войны и труда академика Международной академии Информатизации профессора А.С. Степанова «На скрижалях истории. О молодёжи 1917 – 1991 гг.» (ГУП «Мысль», М., 2003). «Директор школы, Рябов Григорий Петрович, вел в те годы первый и четвертый классы. Какой бы урок ни проводил наш весьма уважаемый и почитаемый Григорий Петрович, мы всегда слушали его с величайшим вниманием и интересом. Талантом этого учителя мы просто восхищались. Каждый его урок для нас был новой ступенью к знаниям, новым шагом к постижению безбрежного мира знания и культуры. Особенно наш учитель был требователен к чистописанию - каллиграфии. Запомнился светлый образ учителя в предпраздничные дни Октябрьской революции. От него мы впервые узнали имена А.С. Пушкина и И.А. Крылова. Но больше всего учитель покорил нас артистическим исполнением басни И. Крылова «Ворона и лисица». Григорий Петрович предстал перед нами не только хорошим учителем, но и настоящим артистом театра или кино».
Красноармеец Григорий Рябов мог бы рассказать о Ржевской битве. В феврале 1942 года Григорий Петрович был призван в ряды РККА, пошёл защищать Родину, передав жене Наталье Ивановне, учительнице русского языка и литературы, директорство в школе. Сын Валентин, лейтенант, воевал с января 1942 года на Сталинградском направлении в должности начальника связи дивизиона 88-й Гвардейского артиллерийского полка 38-й ГвСД.
Изучив архивные документы периода его ратной службы, мною создана военная биография красноармейца Рябова. 22.04.1942 года Григорий Петрович направлен в 912 стрелковый полк 243 стрелковой дивизии. В 1942 году 243 дивизия ведет тяжелые, наступательные и оборонительные бои под Ржевом. 30 июля дивизия перешла в составе 30-й Армии в наступление на Ржев. Второе сражение за Ржев было с 30 июля по 1 октября 1942 года. Наступление началось после сильных трехдневных дождей, в результате чего вся местность представляла собой жидкое болото. Часть танков застряла в грязи и не приняли участия в атаке. Штурмовая группа 243-й дивизии, овладев стремительным ударом деревней Копытиха, за сутки отразила 14 контратак превосходящего в силах противника, сама 8 раз переходила в атаки и удержала отвоеванный у врага рубеж. Меня интересовали записи боевых действий 912 стрелкового полка, в котором воевал Григорий Рябов. Весь август 1942 г. полк вёл ожесточенные бои за Губино, Копытиху, Коровино. В первых же боях были выдвинуты на прямую наводку 76-мм пушки, благодаря чему дивизия выбила немцев из двух деревень – Коровино и Копытихи. Третья деревня – Губино - несколько раз переходила из рук в руки и, наконец, была взята окончательно. Вспоминая Ржевскую битву, ветераны отмечали, что наступали на Ржев по трупным полям. В ходе ржевских боев появилось много «долин смерти» и «рощ смерти». Не побывавшему там человеку, трудно вообразить, что такое смердящее под летним солнцем месиво, состоящее из покрытых червями тысяч человеческих тел. Об августе 1942 года в воспоминаниях командующего артиллерией Калининского фронта Николая Михайловича Хлебникова: «Кто наступал тогда в низинах и болотах под Ржевом, вряд ли забудет эти дни. Вода льет потоками сверху, вода пробивается снизу, моментально заполняя свежевырытые окопы. Во влажных испарениях, в тумане, идет пехота. Ноги вязнут в черном жидком месиве так прочно, что кирзовые сапоги прихватывает, как клещами. Артиллеристы впрягают десяток лошадей, чтобы вытащить легкую 76-мм пушку, но и это не помогает. Лошади садятся в грязь едва ли не по брюхо, их приходится вытаскивать веревками…». Вот в таких условиях пришлось сражаться учителю Григорию Петровичу Рябову.
В сентябре 1942 года дивизия, перегруппировав свои силы в составе 30 армии, вела наступательные бои по ликвидации группировки врага севернее г. Ржева. Результат Ржевско-Сычёвской операции: безвозвратные потери 51482 человека, санитарные – 142201 человек, всего – 193383 человека. Среди этих потерь имя Григория Петровича Рябова, пропавшего без вести 8 сентября 1942 года.
P.S. Благодарю Сергея Валентиновича Рябова, внука Григория Петровича, за предоставленные документы из семейного архива.