АУ «Редакция Порецкой районной газеты «Порецкие вести» Минцифры Чувашии ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ

 

Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

https://vk.com/por_press    https://t.me/porezkvesti

 

Устаревшая версия сайта
Новый информационный ресурс доступен по адресу  https://porezkvesti.rchuv.ru/
 

Письма, как летопись боя, как хроника чувств…

Солдатские письма с фронтов Великой Отечественной, написанные родным и близким наспех в полевых условиях, в землянках, блиндажах, порой перед последним боем на передовой, прямо в окопе. Сколько таких треугольников развезла полевая почта по всем уголкам страны. К сожалению, до настоящего времени их сохранилось очень мало. А те, которые еще хранятся в семьях фронтовиков, особенно тех, кто погиб, защищая Родину, стали историческими реликвиями.

 

ЛУНЬКОВ Степан Ильич родился в с. Никулино в 1916 г. На второй день войны был призван на фронт. Погиб на фронте, точнее, пропал без вести 15 декабря 1942 г.

«Добрый день! Здравствуйте, многоуважаемые Катя, Лиза, тетя, посылаю я вам свой пламенный привет и желаю всего хорошего в вашей жизни. Во-первых, я вам сообщаю про свою жизнь. Живу, в общем, хорошо, находимся от фронта далеко, так примерно километров на 100. Живем в деревне. Ну, мы, все шофера, ночуем в лесу со своими машинами. В деревне нам ночевать нельзя, потому что летают германские самолеты, а если они заметят, то начнут бомбить, тут, пожалуй, места не найдешь, а мы нарочно уехали в лес. Так что обо мне больно не тужите. Покамест живу я хорошо, можно сказать лучше, как дома. Если бы всю войну эдак прожить, это бы очень хорошо … (последнее слово неразборчиво, возможно «и не было бы горя» - ред.). Я вам посылаю уже несколько писем, а я от вас не получаю ни одного. Не знаю, вы получаете их или нет. Я об вас очень сумлеваюсь, как вы живете и какое ваше здоровье. Теперь я вам на днях послал посылку - свое барахло. Ну, на этом кончаю, передавайте всем от меня по привету».             

 

Сорокин Михаил Павлович из с. Ряпино, уходя на фронт, обещал матери отомстить за отца, который попал на фронт с первых дней войны, а 21 января 1942 года погиб.

8 сентября 1943 года оборвалась жизнь и Михаила Сорокина. Он похоронен в д. Коляникова Харьковской области, а его отец - в д. Борки Старорусского района Ленинградской области.

«Мама!  Вы пишите, что Гришу, моего родного брата, убили на фронте. Большое горе  выпало на нашу голову.

...На днях  или даже сегодня поеду на фронт, вот тогда я отомщу этим фашистским извергам человечества, за все буду мстить беспощадно!.. Я вернусь домой с победой. Ваш  сын  Миша». 

30 августа 1942  г.

* * *

«Мама,  Я ранен.  Но это  все пустяки.  Осколок попал в указательный палец правой руки. Миша». 

18 декабря 1942 г.

* * *

«Мама!  Я  пока жив и  здоров. Не знаю, как будет дальше. Ранен в локоть правой   руки  с повреждением  кости».

«...Мама! Пишите все. Как идет уборка урожая? Жив   буду, вернусь и обо всем поговорим. Миша».  

27 марта 1943 г.  

 

Поречанин Ватрацков Григорий Федорович погиб под Ленинградом в 1943 году. Из письма:

«…Здравствуйте, милые мои, родные, Шура и любимые детки Юрочка и Риммочка. Шлю я вам свой горячий привет и крепко жму и целую, Шура, вас и деток любимых. Шура, в первых строках моего письма я хочу написать о своей жизни. Моя жизнь проходит пока ничего, но не знаю, что будет дальше, пока меня оставили до особого распоряжения, но домой ехать не придется до конца своей жизни. Домой приедем, когда разобьем Гитлера, тогда вернемся домой…

Шура, пропиши все, что делается в селе и у тебя дома. Как дела насчет пчел и продала ли ты мой костюм? Если не продала, то продай обязательно, но сама не плошай, кушай хорошо, а то если оплошаешь, то это дело никуда не будет годиться…

Шура, напиши про всех персонально, кого взяли в армию, кого не взяли. Пиши ответ быстрее, буду ждать с нетерпением…

Шура, напиши в каком состоянии пчелы, если их не продала. Шура, теперь насчет часов карманных. Часы не продавай до моего приезда, когда я приеду, а если не приеду, то оставь их на память сыночку Юрочке…»

* * *

Письмо младшего брата Григория Федоровича - Михаила Федоровича ВатрацковА.

«Привет с фронта дорогим родителям папочке и мамочке, Шуре и ее детям Юрочке и Риммочке, сестрам Марусе, Нюре, крестной Подмарьковой. Папочка, письмо ваше получил, за что вас очень и очень благодарю. Да, папочка, Гриша, видимо, никогда не забудется, я очень часто вспоминаю его и вспоминаю тот день, когда меня провожали в 1937 году на реке Суре, это что-то особенное, он только сильно плакал, это последняя была встреча и последнее прощание, да очень горько становится, когда вспоминаешь Гришу, и что его нет и больше не увидим…».

Конец апреля 1943 года.

 

Письмо, написанное в октябре 1941 года, фронтовика ЕРОФЕЕВА Ивана Яковлевича, погибшего под городом Калинин в суровом 1942 году, подписанное им «Письмо на родину».

«Дорогому и любимому семейству: супруге Насте и деткам Коле, Нюре и Паше - шлю я вам свой горячий привет и родительское благословение и желаю быть вам счастливыми в жизни. Шлю почтенье своим родителям - тяте и маме, сестренкам Сане и Дуне... Сообщаю вам, что нас от Новгорода перегнали. Во время пути на поезде нас попугал вражеский самолет. Сейчас находимся под городом Калинином, и... нам пришлось вступить в бой. Мы наступали на немцев и выбили их из двух деревень. После наступления мы остались все живы и здоровы, слава Богу. Теперь вы знаете, где мы находимся. Можно ожидать всего каждый час, свою судьбу не обойдешь, но не хотелось здесь остаться. Хочется повидаться со всеми своими. Настя, что сделали из Колиного пиджака?

Здесь выпал снег на Покров, лежал до 20 числа и дождем его смыло. Но это, Настя, все ничего. Приходится нам переносить боль... переходы и быть по суткам без хлеба, но это все бы забылось, только бы остаться живым. Сухарей я брал много, но как из Горького отправились, мы их не берегли. Думали всегда так будет, как в Горьком, но здесь все не так.

Настя, как корму корове думаете добиться или ...из колхоза будут давать? А если не дадут из колхоза и не добьетесь, то сделайте на двоих, наши согласятся.

Шлю низкий поклон и почтение Игошину Осипу, Савинову Алексею и Марье, Маночиным отцу и матери, их деткам.

Люблю вас, Ерофеев, и затем до свидания.

21/Х-41 г.»

 

БУТЯЙКИН Дмитрий Яковлевич, 1922 года рождения, уроженец с. Напольного. Беспартийный. На фронт призван в 1941 году, пропал без вести в декабре 1943 года.

 

16 января 1942 года.

«Добрый день!

Благодарю Вас за письмо. Я очень долго ждал весточки, наконец-то получил. Письмо 7 дней лежало в штабе, не давали мне. Возможно потому иногда не получаю их, они там теряются.

Вы писали, что выслали деньги, но напрасно, я в них не нуждаюсь. Холод, ветер, белого света не видать. Занимаемся в помещении.

До свидания. Жду ответа. С приветом ваш сын Митя».

* * *

14 марта 1942 года.

«Добрый день! Посылаю Вам красноармейский привет. Пишу проездом. Сегодня находимся за Москвой. Все благополучно. Обо мне не тужите. Еду мстить за замученных и разоренных наших стариков, женщин и детей. Какие мучения и страх перенесли они. Плачут, когда рассказывают о всех ужасах. Немцы все у них разрушили и отобрали.

С  приветом  Митя».

* * *

11 апреля 1942 года.

«Нахожусь в одной из деревень Калининской области. До   фронта добираемся пешком. В селах население очень приветливое, идти не трудно. Выдают сухой паек. Сколько дней еще будем добираться не  знаю. Мы идем уже по территории,    которая была занята немцами. Деревни все разорены. Жду  ответа.

С приветом Митя».

 

Ларин Иван Константинович, 1918 года рождения, уроженец с. Анастасово. Беспартийный. Призван на действительную военную службу в 1939 году. Пропал без вести 8 августа 1942 года. Сохранилось последнее его письмо с фронта, датированное 3 августа 1941 года.

«Привет с фронта от сына Ивана Константиновича!

Дорогие родные!

Во-первых, тороплюсь вам сообщить, что я нахожусь на фронте на защите своей Родины от германских захватчиков.

Я случайно встретил дядю Проню Быкова, его перевели в нашу часть. Сейчас пишу письмо, а он сидит недалеко от меня. Много кое-чего рассказал. Узнал, что брата Алексея мобилизовали на фронт. Не знаю, получите или нет это письмо? Я не знаю, кто останется жив?

Напишите, кого взяли из Анастасова на фронт. Как живете? О нас больше не думайте, живы будем, вернемся. Смерть приходится ждать ежеминутно. Эта война не то что раньше была, то и дело налеты авиации, обстрелы.

До свидания. Передайте привет моим товарищам и всем родным».

 

Керженцев Дмитрий Иванович погиб во время Великой Отечественной войны. Не успел закончить педучилище, помешала война. Все письма Д.Керженцев написал своей матери Базановой Анне Федоровне. Солдатские треугольники приходили по адресу: с.Порецкое, ул.Октябрьская.

«Здравствуй, дорогая мама!... …Зимой было холодно в шинели  и ботинках, но сейчас уже лето, тепло, и кормят хорошо. Встаем в 5 часов, ложимся - в 10. Хлеба дают 650 граммов, а по понедельникам - по 600 граммов. Утром пол-литра супа мясного, иногда капустного, иногда бывает кашица. В обед суп такой же, только пожиже, каша или горох и кусочек мяса. Вечером суп, как и утром. Мама, не беспокойся, я и дома жил по-всякому, были мы и голодными. Так что все это мне терпимо…» 

* * *

«…Из вашего письма я узнал, что к Шуре Базанову уехала мать. Он очень рад ее увидеть. Представляю, какая у него будет радость: увидеть мать и покушать сдобных лепешек и белых сухарей…»

Эти Порецкие мальчишки проходили перед отправкой на фронт обучение в Кировской области. Иногда родные их там навещали. Своим детям везли гостинцы, собирая все самое лучшее. «…Как я был счастлив, что получил гостинцы, покушал вдоволь сдобных лепешек. Мама, а тетенька Стрельникова от своих сухарей ни одного не дала, но на это сердиться нечего, ведь она их везла не для меня, а для своего сына. Она зато угостила Володю Гурьева, а он со мной поделился. Большое спасибо тетеньке за то, что привезла гостинцы. Мама, у Володи Гурьева булки зачерствели, а твои были как сейчас из печи…»

* * *

«…В Порецком у нас уже, наверное, просохло, а на Суре  ледоход…У нас тоже весна, тает снег, бегут ручьи. Эх, посмотреть бы сейчас на Суру и Елховку, на родное село и на тебя, дорогая мама!.. У нас в Порецком уже, наверное, вовсю кипит работа в колхозе. Я бы сейчас уже работал учителем, а летом бы тоже работал в колхозе, но всему помешала война… Сегодня день Пасхи. Я вспоминаю, как справляли Пасху дома, вспоминаю  наше Порецкое, проводы в РККА…»

* * *

Последние два письма датируются августом 1943 года:

« …Ехали долго, через (вычеркнуто цензурой), находимся недалеко от (вычеркнуто цензурой), в 15 км от фронта. Обучаемся бить врага. …Живем в лесу. В части у нас есть и русские, и татары, и узбеки, и других национальностей бойцы. Из наших со мной попали только Тонышев и Сорокин…. Сегодня опять уходили ближе к фронту. Завтра или сегодня ночью идем громить врага. Мама, мы на поезде ехали через разрушенные города и села, повидал много чего, такого не видал сроду. Ваш сын Митя».

    Газета Советская Чувашия Хыпар Чувашский государственный художественный музей  Чувашское книжное издательство 

Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациямСоюз журналистов РоссииСоюз журналистов Чувашской Республики  

 
 
Информационное наполнение сайта:
Буслаева Наталья Александровна (83543) 2-13-22
por_pres@cbx.ru
Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика