Линотипист, метранпаж, наборщик ручного набора, цинкограф… Еще не так давно без людей этих профессий не мог выйти ни один номер газеты, в штатном расписании типографии они занимали ведущее положение. Сегодня эти профессии стали достоянием истории.
Своими вспоминаниями и своими впечатлениями с читателями делится бывший работник районной типографии Геннадий Иванович Саксонкин.Впервые он переступил порог этой организации в 1971 году.
Это была небольшая типография с двумя линотипами, одной плоскопечатной машиной и цехом ручного набора. Трудились здесь в основном женщины. Линотипы стрекотали мощным металлическим оркестром. Больше десятка человек здесь было занято изготовлением бланочной продукции и печатанием райгазеты.
В то время ему было 23 года и он устроился механиком. На этой должности проработал 3 года. В его обязанности входило обслуживание линотипов и печатных машин, а также резальной машины. Отучился на киномеханика. Во время учебы несколько раз бывал на экскурсии на печатном производстве. Так что с этой сферой был знаком. Работа серьезная и ответственная. От типографии вскоре послали на курсы линотипистов в Чебоксары.
Геннадий Иванович вспоминает, что в типографмии работали всегда допоздна, иногда целыми сутками. Все зависело от того, как поведут себя машины. Иногда из-за поломки работали даже до утра. Коллектив насчитывал более 10 человек. В типографии был свой бухгалтер и машина с водителем. В 1972 году был направлен на учебу в город Ейск Краснодарского края. Именно там был Полиграфический завод по выпуску печатных машин. До сих пор Геннадий Иванович помнит, как сдавал по окончании учебы экзамены.
Жарко было в типографии в прямом и в переносном смысле слова. Приходилось не только набирать тексты. Утро линотипистов начиналось со спирта или бензина, с помощью которых они готовили машину к работе, чистили ее. Потом линотип включали для нагрева. Сзади линотипа во время его работы находился раскаленный котел, на который вешалась на крючок увесистая, в полметра длиной чушка из сплава олова, свинца и сурьмы. Расплавлялся сплав до 400 градусов, жара от него шла как от раскаленной печи и приходилось удивляться, как линотиписты выдерживают такую жару весь день. Особенно тяжело приходилось летом. Кондиционеров тогда не было, вентиляция была самая примитивная.
Говоря о самой газете, Г.И. Саксонкин считает ее своей настольной книгой. Несмотря на то, что за прошедшее время работал на разных работах, с райгазетой никогда не расставался. Сейчас он на заслуженном отдыхе. Каждую пятницу по привычке ждет «Порецкие вести», чтобы окунуться в мир новостей района, узнать о его житье-бытье.