«Мною арестован и отправлен в Ардатовскую уездную тюрьму сын крестьянина села Кожевенное Алатырского уезда Николай Геронтьев», — докладывал шеф алатырских жандармов подполковник Кострицын.
Как рассказывают документы Симбирского губернского управления, Николай Геронтьев родился в селе Кожевенное. Был четвертым сыном в семье. Отец Евгений Осипович, имея крепкое хозяйство, торговал хлебом, кожей, мясом, Первые два сына пошли по стопам отца, помогали ему в торговых делах. Но сын Николай, окончив сельскую приходскую школу, отказался от дальнейших занятий и поступил работать в Алатырские железнодорожные мастерские. В декабре 1905 года принял активное участие в забастовке алатырских железнодорожников, за что 24 декабря 1905 года был уволен с работы, арестован и отправлен в Ардатовскую уездную тюрьму. Освобожденному с нелестной характеристикой от царской жандармерии трудно было рассчитывать на хорошую должность в государственных учреждениях, но все-таки лесопромышленник Бимаев взял его на работу. Алатырские жандармы занесли Геронтьева в список политически неблагонадежных и не спускал’ с него глаз. Для этого были серьезные причины: будучи членом стачечного комитета, Николай’ Геронтьев неоднократно председательствовал на собраниях бастующих рабочих, где произносились антиправительственные речи, обсуждались вопросы создания дружины рабочих и ее вооружения, выборов делегатов на заседание Рузаевского центрального стачечного комитета, удаления из города солдат, закрытия винных лавок.
Николай Евгеньевич, несмотря на поражение восстания московских рабочих в декабре 1905 года, продолжал встречаться с крестьянами, сочувствующими бастующим рабочим, призывал их не подчиняться порядкам царского самодержавия. Претерпевший немало унижений, оскорблений, придирок, Геронтьев с радостью воспринял установление Советской власти в селениях Алатырского уезда. Начиная с 1918 года, он с большим усердием способствует укреплению Советской власти в селениях Мишуковской, Порецкой волости Алатырского уезда. Ему было поручено организовать бухгалтерские курсы для детей рабочих и крестьян. Геронтьев явился одним из организаторов в городе и в селениях уезда школ ликбезов. За хорошую постановку дела он был награжден Почетной грамотой общества «Долой неграмотность». Много сил отдавал он воспитанию учащихся школы механизации. В 1929 году Геронтьевы переехали в Самару, где Николай Евгеньевич работал бухгалтером на металлозаводе. После смерти жены Геронтьев переезжает к своим родственникам на станцию Колодка на Смоленщине, где он работал заместителем главного бухгалтера. Как рассказывают документы архива Смоленского обкома КПСС, Геронтьев был оставлен для подпольной работы среди населения в дни оккупации Смоленской области фашистами. По доносу предателя он был схвачен фашистами и брошен в Смоленскую тюрьму. Комендант потребовал назвать пароль, выдать подпольщиков, за что пообещал сохранить жизнь, выдать 3 тысячи германских марок и корову. Но Геронтьев остался верным клятве быть честным перед Родиной. После долгих пыток по приговору военно-полевого суда Геронтьев Николай Евгеньевич был расстрелян.
Так сложилась судьба нашего земляка, революционера, подпольщика, известного под псевдонимом «Лаврентий».
Р/г «Заветы Ильича»,
5 ноября 1988 г.