АУ «Редакция Порецкой районной газеты «Порецкие вести» Минцифры Чувашии ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ

 

Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

https://vk.com/por_press    https://t.me/porezkvesti

 

Устаревшая версия сайта
Новый информационный ресурс доступен по адресу  https://porezkvesti.rchuv.ru/
 

Из воспоминаний участников строительства рубежа обороны

Мария Алексеевна Егорова, д. Пехорка:                                  

«Трудились с темного до темного. Мужчины ломами долбят – искры сыплются. А мы лопатами откидываем, подчищаем. Бывало, мужчины выворотят с большим трудом глыбу, а мы с ней сделать ничего не можем, сил не хватает. Но они нас жалели, разбивали эти глыбы на маленькие.

Чтобы не терять время, обедать не ходили. Замерзали. Чтобы согреться, жгли костры, у огня грели руки. Были случаи обморожения, мазались тогда гусиным салом.

Выходных не было. Выходной давали тому, кто в субботу топил баню. Баня – настоящий праздник. Прежде чем начать мыться, сидели, отогревались. В бане же и стирали.

Дисциплина была строгая, домой никого не отпускали. У односельчанки Поли Егоровой умерла дочка трех лет. Ей об этом с обозом сообщили. А хоронить ее не отпустили. Ребеночка хоронили дед с бабкой. Как все это выдержали, не знаю. Пробыли мы в «Организаторе» до конца января. В конце января управляющий собрал всех и объявил: «Можете быть свободны». Какая это была радость! Домой отправились пешком, а это добрых километров  двадцать будет. Но это никого не пугало: шли к родному дому».

                           

Агриппина Никитична Безрукова, с. Кудеиха:

«Уходили из дома на весь день. Работали с 8 утра до вечера. Уходили – темно и приходили – темно. Шли, закутываясь во всякую рвань да старьё. Приходили и на окопы. А потом и домой заиндевевшие. Далеко ведь, километров 8-9. Шли по реке Кире, через Пустынь. Ноги мерзли. На работе пропотеешь – одежда мокрая. Когда домой шли, согревались бéгом. Иначе нельзя: мороз до костей пробирал. У меня была дочь Нина, трех лет, я её отводила к свекрови. Она с ней сидела. Приду домой – холодно, топлю подтопок, скотину кормлю, пою, а потом снопом валюсь на постель, а утром снова на работу. Ой, и трудно было! Я большей частью работала на берегу Суры. Мы срывали берег, делали его отвесным, так, чтобы танк не поднялся. Тут не в окопе: от ветра и мороза не спрячешься. Чаще всего я работала рядом с Никитиной Анной Ивановной (1910-1983 гг.), Чекалиной Александрой Фёдоровной 1910 г.р. и Анбоевой Татьяной Семёновной 1905 г.р.».

 

Клавдия Петровна Игошина, , с. Кудеиха:

«Зимой 1941-42 г. 40 дней ходила в лаптях на оборонительные работы. Мне ещё не исполнилось и шестнадцати лет. Ходила на работу за маму, Короткову Марию Николаевну, которая была беременна. Срывали правый берег Суры, рыли окопы, ходы сообщений, мёрзлую землю долбили кайлом. Руки были всегда красные и в мозолях. Норма выработки была почти 2 куб. м. земли. Каждый день возвращались домой, иногда на санях, а иногда пешком. Одолели чирьи, но всё равно работала». 

 

Валентина Васильевна Муленкова, с. Порецкое:

«Мне на начало войны было 12 лет, а когда началось строительство – 13 исполнилось. Мобилизовали родителей и сестру, а я с ними сама ходила по своей воле, помогала. Я работала в районе Порецкого и Красного Яра. Правый берег Суры срывали, чтоб крутой был, землю убирали носилками по двое, поднимали ее вверх».

    Газета Советская Чувашия Хыпар Чувашский государственный художественный музей  Чувашское книжное издательство 

Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациямСоюз журналистов РоссииСоюз журналистов Чувашской Республики  

 
 
Информационное наполнение сайта:
Буслаева Наталья Александровна (83543) 2-13-22
por_pres@cbx.ru
Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика