Наталья Кирилина
В 1985 году я готовила вечер под названием «Примите наши восхищения» о женщинах, мужья которых погибли в годы войны. В ходе подготовки к вечеру встречалась и беседовала с вдовами, среди которых была и Максимова Анна Андреевна. Она родилась в с. Кудеиха Сиявской волости Алатырского уезда Симбирской губернии (годы жизни: 02.02.1903 - 11.11.1988).
Анна вышла замуж за Петра Максимова, когда ей было 19 лет. Жили с мужем дружно, любили и уважали друг друга. Жизнь резко изменилась, когда началась война. По осени 1941 года она проводила мужа на войну. Положила в мешок немного сухарей, хотела положить буханку хлеба, но, подумав, разрезала ее пополам. Половинку оставила детям, ведь их-то было восемь! Уходил её Пётр на войну, велел беречь детей, говорил, что война долго не продлится, и он скоро вернётся домой. Пришла Анна домой, обливаясь слезами. А ребятишки, мал-мала меньше, прыгают по лавкам, смеются.
На строительство рубежей обороны ходила только в ноябре, потому что под сердцем носила ребёнка, но на это раньше не очень-то обращали внимание. Грунт песчаный, уже начинал подмерзать, мужики ломами долбили верхнюю корку земли, а женщины лопатами откидывали, подчищали. Трудились до седьмого пота. Каждый день пешком туда и обратно. Хорошо хоть, что питание было хорошее, можно было и детям домой кусок хлеба или мяса принести.
В марте 1942 года родилась дочь, назвала Серафимой. От себя отрывала кусок, хотелось, чтобы дети были сыты. Доглядел свёкор, что она по утрам не завтракает, стал ругать её: «Умрёт у тебя дитё – горе, но пережить можно. А тебя не станет, кому твои дети нужны будут, без матери все сироты». Старшие сыновья, Василий и Иван, возмужали, и проводила она их на войну. Стало труднее, помощников не стало. Пришлось сдать свинью, за неё выручила 16 пудов хлеба. Сама всё время на работе, постарше дети помогали по дому, смотрели за малышами. Потом и сами стали работать. Зашёл как-то бригадир и говорит: «Пусти, Нюра, Нину на ферму, хоть немного хлеба заработает, а тебе всё легче будет». Не хотела отправлять дочку на работу, а она радуется, упросила её, а ей всего 15 лет. Стала 8-летняя Нюра главной помощницей в доме. С тех пор младшенькая Сима ждала, когда её нянька придёт с работы и принесёт ей кусочек хлебца, а та, пока несёт его, все краешки обкусает, так хотелось есть! Но и Симочке надо кушать, ведь она совсем маленькая…
В сентябре получила Анна письмо, в котором санитарка сообщила ей, что её муж Пётр скончался, а перед этим посмотрел на семейную фотографию и сказал: «Эх, сколько сирот-то я оставляю!» [Максимов Пётр Андреевич, 1901 года рождения, русский, беспартийный. Призван в Красную Армию Порецким РВК в 1941 году. Рядовой красноармеец, стрелок 1186-го стрелкового полка Калининского фронта. Был ранен в бою и отправлен в тыл в госпиталь. Поступил в эвакогоспиталь № 3835 с диагнозом «истощение» 3 августа 1942 года. Умер в госпитале от болезни 16 сентября 1942 года. Захоронен на гражданском городском кладбище города Вичуга Ивановской области. Жена – Максимова Анна Андреевна – проживала в селе Кудеиха.]
Сердобольная санитарка прислала ей 70 рублей денег. Все валилось из рук, не могла сосредоточиться, думала не переживёт этого горя. А глаза детей с надеждой смотрели на неё. Жизнь заставляла Анну работать и растить детей. Внезапно новая беда – пала корова. Всю зиму жили без молока. Как кормились, как выжили – просто чудо. Председатель колхоза Кашечкин Н.С. разрешил сдать тёлочку в колхоз и вместо неё выделил стельную телку.
Когда я слушала рассказ Анны Андреевны, то думала, и как же выдержала все тяготы эта маленькая, хрупкая на вид женщина? В то время, когда я с ней беседовала, ей было за 80, а она спокойна, весела, приветлива. Вот он - русский женский характер. А ведь когда-то и она была молодой, и в люди ей хотелось выйти, песни попеть. Голос у неё был красивый, задушевный. Да одеть ей было нечего, даже платка повязать на голову не было. Она вдруг вспомнила, как собрался сын Володя жениться. Дело было зимой, она только что пришла из бани и свою единственную юбку постирала и повесила сушить. А сын ей говорит: «Мама, собирайся, сватать пойдём!» Что делать? Подсушила юбку около подтопка, одела. Пока шли к сватьям – юбка колом встала, замёрзла. Как пришли, подобрала юбку под себя, села. Пока невесту сватали - юбка высохла.
Так и вырастила Анна своих сыновей и дочерей, и все они стали уважаемыми людьми. Трое сыновей обосновались в городах: Василий в Алатыре, Иван в Сыктывкаре, Александр в Ижевске. Шестеро детей остались жить и работать в Кудеихе. Все они честно и добросовестно трудились, отдавая дань уважения своей матери. Вот о таких женщинах, как Анна Андреевна Максимова, писал поэт Михаил Исаковский:
Одной тебе волей-неволей,
А надо повсюду поспеть;
Одна ты и дома, и в поле,
Одной тебе плакать и петь.