Порецкая земля богата талантами, один из таких Наумов Михаил Николаевич. Когда он в очередной раз приехал на свою малую родину, мне удалось с ним встретиться.
– Михаил Николаевич, расскажите о себе, в какой семье Вы родились?
– Я родился в простой семье в с. Мишукове. Через год отец с матерью переехали жить в д.Ивановку. Мама работала в колхозе на свиноферме. Отец был киномехаником. Я с 6 лет ему помогал: перематывал пленку, подготавливал ее к кинопоказу. Отец летом еще работал в колхозе на комбайне. Мы с братом были помощниками.
– Обладал ли кто-то еще в Вашей семье певческим даром?
– Отец раньше играл на гармони, которая до сих пор хранится дома. Он хорошо пел, густой бас у меня от него. Ну, а в 7 лет запел и я, когда начал учиться в Мишуковской средней школе. Моим первым музыкальным педагогом стала Корсакова Ольга Валентиновна, которая вела музыку и преподавала баян, она-то и разглядела во мне талант и в дальнейшем привила любовь к музыке. После 3-х лет обучения игре на баяне, я сделал выбор в пользу пения. С Ольгой Валентиновной мы ездили на районные смотры, где я выступал сольно и с хором.
– Какое певческое образование Вы получили?
– В 1994 году я окончил школу и встал вопрос: куда поступать? Были разные варианты. Ольга Валентиновна предложила поступить на вокальное отделение Чебоксарского музыкального училища им. Ф.П. Павлова. Там нас встретил педагог, завкафедрой С.А. Кондратьев, который, прослушав меня, сказал, что возьмет в свой класс, где будет делать из меня профессионального вокалиста. Поначалу было тяжело, и даже не очень нравилось. Петь в школе под баян было намного проще. А тут нужно было учиться владению другой манерой пения, академическому вокалу, дыханию, звуковедению. С первого курса нас начали водить в Чувашский оперный театр смотреть оперы. Было не особо интересно, но ко второму курсу я уже сам начал проявлять интерес к опере. Ходил в театр самостоятельно. Стали посещать мысли, что я все-таки буду работать в театре. Смотрел все постановки, выбирал своего героя и подбирал для себя мысленно репертуар. Я был студентом 3 курса, но мы с С.А. Кондратьевым решили прервать мое обучение в Чебоксарах и поступить в Российскую академию музыки имени Гнесиных. Приехал в Москву, поступил и проучился там 2 года, но по финансовым причинам мне пришлось вернуться снова в Чебоксары, где я продолжил свое обучение, и в 2000 году его закончил. Решая вопрос дальнейшего обучения, я выбрал Нижегородскую государственную академическую консерваторию, где проучился 5 лет.
– Как складывалась Ваша певческая карьера?
– После окончания консерватории, в 2005 году я начал работать в Нижегородском государственном академическом театре оперы и балета им. А.С. Пушкина артистом-вокалистом. С этого момента и началась моя творческая карьера. Сначала были какие-то небольшие партии второго и третьего, четвертого планов, со временем я уже стал петь ведущие партии. Вершиной стала партия Бориса Годунова. В тот момент не было исполнителя на эту роль, и решили попробовать меня. С режиссером, с дирижером, всем коллективом мы отлично справились. Стали появляться ведущие роли. В 2010 году я покинул Нижний Новгород, были на то свои причины. Устроился работать в Астраханский театр оперы и балета (г. Астрахань). Через полгода новая работа в национальном государственном театре оперы и балета РСО Алания (г. Владикавказ). Прекрасная республика, красивая природа, очень отзывчивые люди, хороший театр и коллектив. Мы, музыканты, любим часто что-то менять в своей жизни, искать новое в других местах, черпая тем самым вдохновение. Во Владикавказе стал сотрудничать с Самарским оперным театром, куда меня стали приглашать выступать. Стал ездить в соседнюю республику Дагестан, где исполнял партию Рене в опере «Иоланта». С 2012 года по 2013 работал в Бурятском государственном академическом театре оперы и балета им. Г.Ц. Цыдынжапова (г. Улан-Удэ). Тоже очень интересный край, прекрасный коллектив. Далее моя трудовая деятельность продолжилась в Пермском академическом театре оперы и балета им. П.И. Чайковского. В этом театре мне удалось поработать с известным дирижером Теодором Курентзисом, были интересные постановки, где режиссерами были иностранные граждане. В 2015 году – дебютировал на сцене Мариинского театра (историческая сцена) в партии Чуба в опере «Ночь перед Рождеством». В 2016 году вернулся в Нижний Новгород, туда, откуда начинал, и по сей день я работаю в этом театре. В 2019 году мы ездили в Кострому, на празднование Дня города, где поставили оперу «Иван Сусанин» на уличной площади. Я исполнил главную партию. В этом году тоже хотели поехать в этот город, пока это в планах.
– Как отразилась пандемия на Вашем творчестве?
– С 20 марта мы вообще не работали, очень много было запланировано гастролей, но сидели на самоизоляции. Каждый выполнял различные задания руководства: записывали ролики, песни к 9 Мая, поздравления на 12 июня, читали сказки для детей, книги, рассказывали о своей жизни на самоизоляции. 6 августа вышли на работу. С 4 сентября начинается театральный сезон, где будут показаны новые спектакли, перенесенные из-за пандемии, и рядовые спектакли. Надеемся, что наша работа в скором времени возобновится, хочется встретиться с зрителями, последний раз зрителя я видел в Англии, где был месяц на гастролях.
– Ваша семья тоже является творческой?
– Да, моя жена педагог по дирижированию, работает в Нижегородской государственной консерватории, закончила класс «аккордион». С ней мы познакомились в 2000 году, у нас двое прекрасных детей: Николай и Федор. Оба занимаются баскетболом. Старший Николай закончил музыкальную школу по классу «флейта», но переключился на спорт. Посмотрим, что будет дальше.
– Чем еще Вы увлекаетесь?
– Пристрастие к классической музыке – это естественно. Еще я люблю рыбалку, ребята в театре тоже любители, часто выезжаем за город, в Гороховец. Рад пообщаться с природой, отдохнуть, настроиться на рабочую неделю. Когда бываю здесь, в родном селе, тоже через день отправляюсь на рыбалку. Приезжаю сюда в отпуск каждый год, это моя родина, здесь живут родители, которым нужно помочь, они уже в годах, встречаюсь с моими друзьями. Питаюсь энергией родного края, потому что все родное.
– Не жалеете ли Вы о выбранной профессии?
– Я счастлив. Мне нравилось этим заниматься с детства. Всегда перевоплощаешься в другие образы, стараешься более точно донести зрителю ситуацию на сцене. В «Борисе Годунове» есть эпизод, где он умирает, падая с трех ступенек, и я падаю по-настоящему. Мир музыканта очень интересен, везде встречаешься с новыми людьми. Каждый должен делать свое дело профессионально. В зале 1200 мест, и у всех свое мнение. Самый главный критерий и оценка нашего искусства – это все-таки зритель.
Дарья Родионова.