Солдатские треугольники – долгожданные гости времен Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. – это история, летопись огненных лет страны! Как бесценные реликвии хранятся фронтовые письма в семейных архивах поречан и передаются из поколения в поколение.
«Добрый день! Посылаю вам горячий красноармейский привет!» – так или примерно так начинались письма, присланные с фронта. По статистике военных лет, с 1941 г. по 1945 г. в армию и на флот ежегодно доставлялось до 70 миллионов писем. В самом начале войны почта была бесплатной. На письмах и открытках ставились специальные штемпели «Письмо красноармейца». В штабах каждого соединения была «Военно-почтовая база» и «Полевая почтовая станция». Каждое письмо с фронта или на фронт – это личное откровение людей, странички их радости, боли или огорчения. Иногда письма писались химическим карандашом.
Фронтовые письма! Их авторы верили в Победу и в то, что доживут до нее. О многом рассказывают скупые строчки фронтовых писем, иногда написанные наспех, перед боем. И хотя письма адресованы родным и близким, они выражают общее настроение всех советских людей, с оружием в руках защищавших честь и свободу нашей Родины. Мне кажется, что они обращены к каждому из нас, к нашим сердцам, к нашим чувствам. Вот потому так дороги эти пропахшие боевым порохом бесценные документы тем людям, которых коснулась война.
Бутяйкин Дмитрий Яковлевич, 1922 г.р., уроженец с. Напольного. Беспартийный. На фронт призван в 1941 г., пропал без вести в декабре 1943 г.
У родственников в память о Дмитрии сохранились лишь три фотографии и два солдатских треугольника. В одном из писем Дмитрия, присланном матери, Бутяйкиной Евдокии Ильиничне, он пишет: «Посылаю вам пламенный привет! Сегодня нахожусь в одной из деревень Калининской области. До фронта идем пешком от ст. Кувшино. В деревнях население очень приветливое, идти нетрудно. Кормят нас пайком. Сколько будем идти, не знаю. Здесь уже территория была занята немцами. Деревни разоренные. Тем и кончаю писать. 14 марта 1943 года».
* * *
«Добрый день! Посылаю Вам красноармейский привет. Пишу проездом. Сегодня находимся за Москвой... Еду мстить за замученных и разоренных наших стариков, женщин и детей. Какие мучения и страх перенесли они. Плачут, когда рассказывают о всех ужасах. Немцы все у них разрушили и отобрали. С приветом Митя Бутяйкин. 20 марта 1942 г.»
Осталась на память и предвоенная фотография Дмитрия. Когда он фотографировался в день своего 18-летия – 25 октября 1940 г., он вряд ли мог даже предположить, что вскоре грянет страшная война, что судьба будет к нему такой жестокой, подарив ему чуть больше 20 лет жизни.
Сорокин Михаил Павлович из с. Ряпина, уходя на фронт, обещал матери отомстить за отца Сорокина Павла Ивановича, который попал на фронт с первых дней войны и погиб 21 января 1942 г. 8 сентября 1943 г. оборвалась жизнь и Михаила Сорокина. Он похоронен в д. Коляникова Харьковской области, а его отец — в д. Борки Старорусского района Ленинградской области.
«Мама! Вы пишите, что Гришу, моего родного брата, убили на фронте. Большое горе выпало на нашу голову. ...На днях или даже сегодня поеду на фронт, вот тогда я отомщу этим фашистским извергам человечества, за все буду мстить беспощадно!.. Я вернусь домой с победой. Ваш сын Миша. 30 августа 1942 г.»
* * *
«Мама, Я ранен. Но это все пустяки. Осколок попал в указательный палец правой руки. Миша. 18 декабря 1942 г.»
* * *
«Мама! Я пока жив и здоров. Не знаю, как будет дальше. Ранен в локоть правой руки с повреждением кости.
...Мама! Пишите все. Как идет уборка урожая? Жив буду, вернусь и обо всем поговорим. Миша. 27 марта 1943 г.»
* * *
«Здравствуй, дорогая мамаша! Я верю, кончится война, я приду домой, и мы с тобой заживем.
Целую тебя, твой любимый сын Миша.»
И. Т. Сидорочкин, младший сержант. До войны он работал в колхозе «Красный Октябрь» (с. Турдаково):
«Шлю вам, колхозники и колхозницы Кувакинского района, гвардейский привет. Мы, бойцы Красной Армии, грудью защищаем нашу Родину, нанося сокрушительные удары фашистской армии. Гитлеровцы зверски издеваются над мирным населением, мучают наших бойцов. Товарищи колхозники! Призываю вас работать на полях с удвоенной энергией, добиться хорошего урожая. За это фронт скажет вам спасибо».
Никита Николаев, старший лейтенант:
«Мама! Ты просишь писать тебе часто и много,
Но редки и коротки строки мои.
К тебе у меня – непростая дорога,
И много писать мне мешают бои.
Враги недалеко! А в сумке походной,
Я начатых писем десяток ношу.
Не хмурься! Я выберу часик свободный,
Настроюсь и сразу их все допишу.»
Из письма поречанина Ватрацкова Григория Федоровича от 10 июля 1945 года:
«Здравствуйте, милые мои, родные, Шура и любимые детки Юрочка и Риммочка. Шлю я вам свой горячий привет и крепко жму и целую, Шура, вас и деток любимых. Шура, в первых строках моего письма я хочу написать о своей жизни. Моя жизнь проходит пока ничего, но не знаю, что будет дальше, пока меня оставили до особого распоряжения, но домой ехать не придется до конца своей жизни. Домой приедем, когда разобьем Гитлера, тогда вернемся домой. Шура, пропиши все, что делается в селе и у тебя дома. Как дела насчет пчел и продала ли ты мой костюм? Если не продала, то продай обязательно, но сама не плошай, кушай хорошо, а то если оплошаешь, то это дело никуда не будет годиться. Шура, напиши про всех персонально, кого взяли в армию, кого не взяли. Пиши ответ быстрее, буду ждать с нетерпением. Шура, напиши в каком состоянии пчелы, если их не продала. Шура, теперь насчет часов карманных. Часы не продавай до моего приезда, когда я приеду, а если не приеду, то оставь их на память сыночку Юрочке».
Эти незатейливые строчки трогательны до глубины чувств. Они идут от сердца, тревога за своих близких чувствуется в каждой строке письма солдата. А строка письма «домой приехать не придется до конца жизни», вероятно, стала роковой. Григорий Федорович погиб под Ленинградом в 1943 г. Не описать чувств переживания его родных и близких, получивших «похоронку».
Письмо младшего брата Григория Федоровича – Михаила Федоровича Ватрацкова:
«Привет с фронта дорогим родителям папочке и мамочке, Шуре и ее детям Юрочке и Риммочке, сестрам Марусе, Нюре, крестной Подмарьковой. Папочка, письмо ваше получил, за что вас очень и очень благодарю. Да, папочка, Гриша, видимо, никогда не забудется. Я очень часто вспоминаю его и вспоминаю тот день, когда меня провожали в 1937 г. на реке Суре, это что-то особенное, он только сильно плакал, это последняя была встреча и последнее прощание, да очень горько становится, когда вспоминаешь Гришу, и что его нет и больше не увидим...»
«...Папочка.. не волнуйтесь, не расстраивайтесь и не убивайте себя, это все бесполезно, только ухудшите свое здоровье, и больше ничего. Ну что же сделаешь? Погибших тысячи. Помните одно, что Победу завоюем и после войны все раны излечим. Конец апреля 1943 года».
Проходят годы, но не теряет своего значения все то, что связано с подвигом нашего народа в годы Великой Отечественной войны. Все меньше становится ветеранов. Сегодня в районе их остались единицы. Уже 75 лет прошло, как прозвучал Салют Победы 1945 г., но до сих пор как особую ценность хранят мои земляки фронтовые письма.
Подборку писем
подготовила
Л. Макарова.