На телеканале «Культура» в феврале была передача о жителях севера Вологодской области, которые свято хранят обычаи и традиции своих предков. Передача эта называется «Любовь – моя Россия». Ведет передачу французский журналист, фамилию его, к сожалению, не помню. Но самого его знаю, его передачи люблю и постоянно смотрю.
Когда смотрю их, мне вспоминается мое далекое детство, жизнь в нашем Засурье. По вечерам в селах играли гармошки, слышались девичьи припевки, были и веселые праздничные гулянья у взрослых. Была и тяжелая, порой изнуряющая, трудовая жизнь. Нелегко тогда было, но жили дружно, не падали духом, надеялись, что преодолеем послевоенную разруху и заживем, не зная бед и горя. Годы шли своим чередом, жизнь менялась, давно нет нашего поселка, который назывался Пустынь. Монахи тут когда-то жили, поэтому и Пустынь.
После Великой Октябрьской революции в нашем Засурье появилось несколько поселков, в том числе и наша Пустынь. Сделано это было для того, чтобы на работу не ходить далеко, чтобы поля были рядом. Механизации тогда не было, поля убирали женщины серпами, вязали снопы и складывали их крестами, поверх крестов водружали огромный сноп колосьями вниз, чтобы вода во время дождя стекала в стороны и не мочила зерно. Потом парни, которые старше нас, свозили снопы к молотильному сараю. Во время молотьбы работы хватало всем, и даже нам, мальчикам. Мы гоняли лошадей по кругу, чтобы крутить устройство, приводящее молотилку в работу. Когда взрослые уставали, то делали общий «перекур». Бабы усаживались на солому и не спеша о чем-то разговаривали, а парни с девками шутили и смеялись, и нам, мальчишкам, глядя на них, было весело.
Годы шли, мы повзрослели, закончили школу, приобрели специальность и разъехались кто куда, меня занесло на целину, потом армия, еще раз целина. Встретил на целине землячку из нашего района, подружились и поженились, а через год решили вернуться на родину домой. Было это в 1963 году, поселок наш дышал на ладан, осталось там всего несколько домов, жители поразъехались: кто в Кудеиху, кто в Порецкое, а кто-то вообще на край света. Работы не было, мы продали свой дом и перебрались в Кудеиху, где и живем по сей день. Работать пришлось в разных местах и на разных должностях, в основном механизатором. Пять лет работал автоэлектриком в совхозе «Засурский». Приходилось бывать во всех селах Засурья, знал всех механизаторов, и они все знали меня. Если работа затягивалась, приглашали обедать к себе домой, на некоторых тракторных станах обеды для механизаторов готовились прямо там. Жизнь кипела и бурлила, сдавали государству зерно, мясо, молоко, картофель и еще много всякой всячины.. Где все это сейчас? Недавно встретил в администрации села Н.П. Кириллину, похвалил ее за статью, напечатанную в «районке», в которой она подробно рассказала, как возник совхоз «Засурский». Я предложил ей рассказать о дальнейшей судьбе совхоза вплоть до его исчезновения. Наталья Петровна с грустью посмотрела на меня и сказала: «Я постараюсь». ….
А. Тюменев,
с. Кудеиха.
От редакции. Это не все письмо. Оно имеет продолжение. Но мы не стали его печатать. Автор письма во второй части перешел на личности, пытаясь найти виновного в развале совхоза. Наверное, это не совсем правильно. Такая участь ведь постигла не только совхоз «Засурский».Здесь надо глубже смотреть на проблему.