Порецкий край славится своими умельцами и рукодельницами. И пусть многие из них не известны за пределами села, но то, что они делают своими руками, делает мир краше – а это самое главное. Не все творят на показ, много есть таких, кто делает изделия только для себя и близких. Главное, чтобы в любимом деле человек находил отдушину и мог реализовать свое творческое начало.
Героиня нашего очерка человек очень скромный. И хотя, заходя в ее дом, ахаешь от красоты, царящей здесь, она сама не считает свою деятельность чем-то, заслуживающим внимания. Речь идет о Валентине Николаевне Мурзиной. Около 15 лет назад она увлеклась вязанием крючком, и теперь в ее доме везде, куда не кинешь взгляд, все обвязано ее руками: начиная от половичков, подстилок на стульях и креслах, заканчивая скатертями и покрывалами.
Валентина Николаевна – коренная поречанка. После окончания школы поступила в Цивильское швейное училище на портного верхней мужской одежды. Когда закончила обучение, вернулась в родное село работать швеей, устроилась в Чувашшвейбыт. Так всю жизнь она и работала в текстильной промышленности: швеей, закройщиком, мастером швейного цеха. Крючок в руки взяла тоже на работе, в то время занималась трикотажем, крючок нужен был для того, чтобы стачивать и закрывать швы.
С тех пор и увлеклась. Решила связать себе косынку на плечи. Результат ей понравился, стала вязать для себя круглые половички, обвязывать подушки. Сначала вязала по стежкам, к ажурной вязке крючком пришла позже. С тех пор у Валентины Николаевны открылось второе дыхание. Она связала скатерти и салфетки на все столы, шкафы, зеркала и тумбочки в доме, покрывала для диванов, кресел и кроватей. Всего у Валентины около сотни работ. Вяжет она и для подарков, но свое увлечение особо не афиширует, считает, что ничего особенного в этом нет.
Валентина с любовью вспоминает и свою маму Пелагею Андреевну Семину, которая тоже была на все руки мастерица: шила, обладала уже забытой сейчас техникой «выбивать» занавески. Они до сих пор бережно хранятся.
Раньше Валентина еще и наряжала саму себя, шила обновки к праздникам. Сейчас, в основном, шьет только внукам. Все куртки, комбинезоны и штанишки с любовью сделаны бабушкиными руками. Изделия не похожи на магазинные – намного лучше покупных. В них вложены большая любовь, старание, аккуратность, а качество, что диву даешься.
Муж Николай Вениаминович умер три года назад, но грустить Валентине не дают подрастающие внуки. Они ее радуют, не дают скучать, и Валентина знает: ей есть для кого жить, есть, для кого мастерить. Отрадно и то, что мастерство ее умелых рук востребовано. Приходят и соседи, с просьбой что-то починить, подшить.
В. Мурзина прекрасная хозяйка: у нее дома чисто и аккуратно, каждая вещь на своем месте. Летом, кроме забот по воспитанию внуков и хозяйству, прибавляется огород. Валентина любит выращивать цветы. Сажает их около дома. Глаз прохожих радуют розы, георгины, хризантемы и много других цветов.
«Вязание еще и успокаивает, – говорит Валентина Николаевна. – В тяжелые периоды жизни именно оно и спасало». Глядя на нее и не скажешь, что были трудные периоды жизни. Валентина улыбчивая, гостеприимная, радушная женщина, к которой хочется приходить снова и снова.
О. Гусенкова.