Театр служит народу с незапамятных времен. Это один из самых древних видов искусства. И всегда он начинался с актеров – людей, которые на сцене воплощают образы героев спектакля. По игре актеров судят и о театре. Актер, даже самодеятельный – это человек творческий, умеющий на сцене перевоплощаться, проживать чужую жизнь. Нужно и представить характер своего персонажа, и придумать, как обыграть роль, создать целый живой образ со своими манерами, голосом, мимикой.
Народный театр «Маска» в Порецком существует достаточно давно. В 1969 году он получил звание «Народный самодеятельный коллектив». Этот год для него юбилейный. За все время в нем сменилось не одно поколение артистов. Это Александр Михайлович Скрипилин, Надежда Михайловна Ватрацкова, Валентина Николаевна Потапова и многие другие. Позже пришли Александр Горяинов, Лилия Николаева – те, кого зрители и сейчас видят в театральных постановках. Творчески одаренные люди разных профессий по сей день принимают в нем самое активное участие и дарят зрителям свой талант.
Время идет, бывалых актеров художественной самодеятельности сменяют молодые актеры. Мы, зрители, рады видеть на теперешних театральных подмостках Александра Исаева, Екатерину Стексову, Елену Карпову, Дарью Исаеву, Инну Журину. Привлекаются и юные артисты – театральный кружок «Юность». Но со школьниками работать сложнее: они вырастают и уезжают из родного села на учебу, многие потом не возвращаются.
Артисты народной самодеятельности – люди без профессионального образования. Но они вкладывают в свои роли душу, играют искренне и с полной отдачей.
Одним из таких артистов является Александр Горяинов. Он пришел в театр в 1990 году, когда переехал в Порецкое, и очень популярен у местного зрителя. От одного факта его появления на сцене чувствуется восторг в зале.
Родом Александр из с. Белозерова Нижегородской области. С детства мальчик видел, как родители, которые тоже были актерами самодеятельного театра, учили и репетировали роли. В школе стал сам участником школьной самодеятельности, а когда поступил в Горьковское речное училище, активно участвовал в общественной жизни. В свободное от учебы время ходил на спектакли в театры. Когда появилась возможность самому попробовать свои силы в качестве актера самодеятельности, Александр без сомнений стал актером народного театра. В то время режиссером была Полина Матвеевна Белей.
Театр для Александра сначала был увлечением, а теперь уже неотъемлемая часть жизни: репетиции, выступления, просто общение с единомышленниками. С уважением он вспоминает всех актеров, с которыми пришлось играть спектакли.
Александр признается, что сцена его притягивает: новые пьесы, новые роли, новые проживания и эмоции. Его привлекает прежде всего процесс вживания в роль. «Недавно мы ставили большой спектакль «Любовь и проводы» по фильму «Любовь и голуби». У меня была роль Митюнюшки, – вспоминает артист. – Для того, чтобы лучше ее сыграть, понять характер моего персонажа, я несколько раз пересматривал фильм, изучал характер этого героя, его мимику, жесты, как он себя позиционирует».
Роли Александр предпочитает комедийные. «Комедии – это мое, – говорит он. – Я сам тоже энергичный, люблю шутить, уважаю чувство юмора в других, поэтому такие роли играю с удовольствием».
Переживает Александр о том, что не очень много зрителей ходит на театральные представления.
«Хотелось бы, чтобы театр процветал, – делится он. – Чтобы приходили новые молодые, энергичные актеры, любящие театр, и с особой задоринкой».
Лилия Николаева в театр «Маска» пришла чуть-чуть позднее. На тот момент режиссером была Венера Азисовна Обухова. Лилия в жизни довольно стеснительная и поначалу боялась выходить на сцену, не знала, как себя вести. Венера Азисовна помогла убрать стеснение, раскрыться на сцене. Лилия наблюдала за игрой Александра Горяинова, Александра Скрипилина. Смотрела и училась у них мастерству.
«Мне нравится участвовать в театральных постановках, – говорит Лилия. – В жизни меньше проживаешь эмоций, чем на сцене. Каждый персонаж представляет собой целую жизнь».
Лилии всегда нравилось и нравится наряжаться в разные образы. Во время учебы в Антипинской школе к праздникам всем классом готовили представления. Когда была в училище в Вурнарах, тоже всегда участвовала в самодеятельности. До сих пор в сочельник выходит на колядки. Для нее театр – это отдушина. На сцене отдыхает душой. А после выступления появляется такая радуга положительных эмоций!
Комедийные роли Лилии играть легче. «Когда играешь роль из драматического произведения, бывает очень тяжело, – делится она. – Когда-то я играла мать девушки войны, которая в конце драмы погибла («Ромео и Джульетта в солдатских шинелях»), было очень сложно оставаться в образе, я просто начинала плакать и не могла читать текст». Но все роли Лилии играть интересно, потому что каждый персонаж – это целый мир, который нужно понять, прочувствовать и донести зрителю.
Актер порой зубрит очень много слов для роли. Но Лилия не испытывает с этим трудности, ведь главное – передать на сцене их смысл.
Совсем недавно в спектаклях народного театра «Маска» стал участвовать Александр Исаев. Несмотря на короткий срок и небольшое количество сыгранных ролей, он уже полюбился зрителям.
Сашу с детства привлекала активная общественная жизнь. В театральный кружок РДК он пришел в среднем звене школы. Участвовал как в школьных спектаклях, так и в представлениях районного Дворца культуры. Также принимал участие в конкурсе чтецов. В старших классах часто был ведущим мероприятий.
В театральных постановках Александра привлекает возможность полностью перевоплотиться в образ другого человека и передать зрителям то переживание, которое испытывает герой.
Начинал с «маленьких» ролей. Но даже эпизодическая роль имеет большое значение в театральном выступлении. Ее иногда сложнее отыграть, потому что слов у персонажа мало, а особенности его характера показать зрителям нужно. Но благодаря тонкому чувствованию текстов произведений Александру удается делать живые, эмоциональные выступления.
Ему интересны как положительные, так и отрицательные образы героев. «Зачастую отрицательные роли проще сыграть, они уже закладывают определенную эмоциональность, – убежден Александр. – Положительные роли сдержаннее. Нужно проявить много творчества и изобретательности, чтобы показать такую роль так, чтобы зрителю это было интересно».
Театр для Александра – это удовольствие, переживание массы эмоций. «Когда ты сам являешься героем действия, переживаешь и воспроизводишь его эмоции, характер – ты больше получаешь впечатлений, чем тот, кто наблюдает за этим со стороны», – убежден он.
Александр считает, что нужно как можно больше заинтересовывать и вовлекать людей в затягивающий процесс театральной жизни. Ему очень хотелось бы, чтобы театр как можно больше организовывал выступлений не только в районе, а и за его пределами, участвовал в республиканских театральных фестивалях.
Инна Журина в театр тоже пришла недавно, хотя сцена манила ее к себе с детства. Но актером театра «Маска» она стала, устроившись работать методистом в РДК. Она больше любит комедийные роли, не боится, когда над ней смеются. Главное – приносить радость людям, чтобы они могли отдохнуть от своих проблем. Инна к данным ей ролям подходит очень ответственно: учит текст, отыгрывает манеры, подбирает себе костюмы и создает полный сценический образ.
Сами актеры народного театра «Маска» убеждены, что театр живет и поддерживается только за счет работы режиссера. Он занимается кропотливым трудом, хотя его не видят со сцены. Именно режиссер выбирает для постановки произведение, готовит сценарий, распределяет роли и оттачивает мастерство каждого из артистов. Сейчас режиссером народного театра является Марина Степановна Соболева.
«Маска» в каждый концерт старается включать театральные постановки, чаще всего маленькие, комедийные. Зритель их уже ждет.
Успехи у народного театра есть, и они радуют: это и победа в межрайонном фестивале-конкурсе «Смейтесь на здоровье», проходившем в Вурнарах, и концерт в РДК в 2019 г., полностью посвященный театральным постановкам. Кроме этого, уже долгое время коллектив успешно подтверждает звание народного. Но, пожалуй, самое главное – театр любят зрители.
Ольга Гусенкова.