В конце апреля на страницах газеты «Порецкие вести» была размещена информация о проведении конкурса на лучшее сочинение на тему «Шекспир – наш современник».
В этом году известному писателю исполнилось 455 лет. Сюжеты его произведений современны, как и вся бессмертная классика. «Быть или не быть?» – этим вопросом задается каждый живущий человек. Объявили конкурс литературное общественное объединение «Сурские голоса» (ЛитОО) и Отдел образования, молодежной политики и спорта райадминистрации.
На днях на отчетно-выборном собрании ЛитОО результаты конкурса были озвучены. Жюри по критериям проанализировало все поступившие творческие работы. Учитывалось соответствие заявленной теме конкурса, актуальность и значимость материала, новизна и оригинальность при его подаче, выразительность и доступность языка, художественный вкус.
По итогам конкурса: в категории старше 18 лет первое место присуждено Ольге Гусенковой, корреспонденту газеты «Порецкие вести», третье место – Татьяне Шпарёвой, заведующей Антипинской сельской библиотекой, второе место решено не присуждать; в категории младше 18 лет победителем стала Галямина Мария, учащаяся морского кадетского класса им. М.П.Бочкарёва.
В сегодняшнем номере «районка» публикует конкурсные работы победителей в сокращенном варианте.
Его произведения драматичны по своей сути
С годами я убеждаюсь, что истинное понимание красоты и глубины произведений классической литературы приходит с возрастом, с приобретением собственного жизненного опыта. А Уильяма Шекспира в школьные и студенческие годы я понимала мало. И только сейчас, спустя годы, вижу я, как тонко он чувствовал жизнь и психологию людей. Шекспир пишет о вечных темах – о нравственных законах, о смысле жизни на земле. Что мы выберем: вечные ценности или преходящий блеск, который пройдет и угаснет, оставив нам лишь воспоминания?
Перечитывая сонеты Шекспира, с удивлением обнаруживаешь в них те темы, которые очень ярко проявляются в нашей современной жизни. Одна из них – это тема продолжения рода. Сейчас буквально идет пропаганда беззаботного, не обремененного семьей образа жизни. Читая Шекспира, проникаешься болью, с которой он пишет про тех, кто не имеет своего потомства, о тех, кто «не оставил свой след». «Пускай с годами стынущая кровь в наследнике твоем пылает вновь», – восклицает Шекспир.
Также, как никогда современной остается проблема непонятости. Из века в век думающие, высоко нравственные люди, тонко чувствующие фальшь и обман, обречены страдать, сталкиваясь с несовершенством этого мира. Так страдал Гамлет, так страдал сам Шекспир, так страдают и современные люди, которые чувствуют все более тонко. Эти люди зачастую ощущают себя одинокими и непонятыми, глубоко переживают от отсутствия честности, совести, нравственности. В условиях отсутствия порядочности очень сложно выжить, не запятнав свои идеалы. Может, поэтому так много в произведениях Шекспира трагедий? Мир, который перестал жить по законам нравственности, любви и чести, обречен на вымирание. А те, кто не такие как все остальные, вряд ли смогут прожить, оставаясь верными самим себе. Особенно, когда со всех сторон на них идет давление. Вот тогда и становится «весь мир тюрьмой».
Есть в произведениях Шекспира еще одна проблема, кажущаяся для меня актуальной и в наше время. Человек сотворен как произведение искусства, как подобие Бога – и тем горче реальность. Во что люди превращают то, что им дается? Служат ли они высшим целям любви, сострадания, чести – или потворствуют своей низменной части: предаются тщеславию, разврату, чревоугодию? Они забывают о своей истинной природе, ублажая только плотские желания. «Рабы страстей» – так называет их Шекспир устами Гамлета.
Произведения Шекспира драматичны по своей сути. Они отражают самый корень трагедии всего человечества, мира людей. Они масштабны. Это трагедии, происходящие в людских душах, трагедии ответа каждого из людей себе на вопрос: достоин ли я того, чтобы называться человеком? Воплощаю ли я ту силу духа и любви, которая дремлет во мне? Достоин ли я жизни? Шекспир показывает нам, как мало людей на земле действительно достойны этого. Когда-то я не понимала, почему так много героев у него погибают. А теперь понимаю – есть ли у человека, который не умеет быть честным, нравственным, жить по чести, – есть ли у него право на жизнь? Это конечно, слишком ярко поставленный вопрос, и я не берусь никого судить. Просто сейчас я начинаю осознавать замысел Шекспировских произведений глубже, вижу его мысль. Вот только порой бывает горько от того, что за несколько веков жизнь на земле так и не изменилась. Нравственность в масштабах человечества пока так и не взяла вверх, и только отдельные личности вспыхивают то там, то здесь, пытаясь светить людям, воплощать принципы любви, честности, доброты в этом мире. Но как они порой ярко светят, как заметны нам, остальной массе людей, пытающихся бороться со своей склонностью к греховности. Не потому ли они так ярки, что мы, человечество, нуждаемся в таких людях? Нуждаемся в тех, кто согреет нас, покажет пример нравственной и чистой жизни и научит и нас тоже раскрывать свои сердца и свои потенциалы? И – самый главный для каждого вопрос: могу ли я быть таким человеком?
Ольга Гусенкова.
Шекспир – наш современник
Шекспир был величайшим драматургом-гуманистом Англии. Его творчество – вершина литературы эпохи Возрождения.
Шекспир в своих произведениях всегда затрагивал такие вечные проблемы, как смысл жизни. Быть или не быть? И в чём смысл жизни? Возможно ли избежать зависти, интриг и клеветы? Всегда ли уместна месть или лучшая месть – прощение? Как пережить предательство близких людей и душевные сомнения? Действительно ли смерть решает все проблемы или лучше найти в себе мужество выжить и победить. На такие вопросы мы ищем ответы в его произведениях.
Я считаю, что нет абсолютно ничего удивительного в том , что в наше время пьесы Шекспира не сходят с театральных подмостков.
Шекспир поднял на новую ступень искусство изображения человека, раскрытие человеческих чувств и страстей. Я очень люблю сонеты Шекспира. В них звучат темы любви, дружбы, отражены размышления о жизни, об искусстве, о призвании художника.
Шекспир – наш современник. Его герои среди нас, ведь мир мало изменился с того времени, когда великий драматург и поэт жил и творил. И сегодня существует много примеров настоящей, верной любви, предательства и лжи, подлости. А герои Шекспира помогают нам найти ответы на самые важные жизненные вопросы, учат, как надо поступить в той или иной ситуации. Поэтому так важно знать и любить бессмертную мировую классику.
Мария Галямина.
Трагедия эпохи Возрождения
актуальна и в 21 веке
Перифразируя известные строки великого поэта, хочется воскликнуть: «Шекспир! Сколько в этом звуке…». Да, не только для англичан, но и для всего мира.
Вершиной творчества Уильяма Шекспира являются пять трагедий. И первой из них, как и известно, была трагедия «Ромео и Джульетта»…
…Трагедия о Ромео и Джульетте очень поэтична и музыкальна внутренне. В мире не найдется более равных влюблённых. А вспомните жалобу Джульетты на жаворонка, который своей песней свидетельствует о наступлении утра и предстоящей разлуке с любимым…
И не только в эпоху Шекспира трагедия «Ромео и Джульетта» пользовалась среди молодёжи такой популярностью. В 70-е годы 20 века, когда вышел фильм, я училась в Цивильске. Мы ходили с однокурсницами столько раз в кинотеатр на просмотр фильма, сколько он демонстрировался. А потом брали книгу и перечитывали, перечитывали…
Сейчас молодёжь уже не та, не те понятия, взгляды, отношения. Да еще одна проблема – читали бы, а не в Интернете зависали. Обращали ли вы внимание на современную «влюблённую» пару? Идут рядом, держатся за ручки. В руках крутые смартфоны. Общаются в Интернете…. А идут рядом…
Татьяна Шпарева.