Мечтая о будущих детях, мы представляем, как дружно и счастливо будем с ними жить, как весело проводить праздники... Но в реальности все оказывается не так. Наши дети изводят нас нытьем, истериками, пререканиями... Почему нет гармонии в наших отношениях?
Как выяснили психологи, практически все случаи «плохого поведения», все конфликты между родителями и детьми имеют одну причину: им катастрофически не хватает... нашей любви!
В душе каждого человека (независимо от его возраста) есть некий «сосуд ценности», говорят психологи. Потребность в его наполнении так же серьезна, как потребность в пище и воде. Но наполняется этот невидимый «сосуд» не материальными благами, а ощущением собственной ценности, значимости, нужности. А еще – любовью. И когда этот «сосуд» полон, человек чувствует себя гармонично и уверенно, у него просто не возникает надобности кого-то задевать, скандалить, ссориться, ныть... Все признаки «плохого поведения» говорят о большом «недоливе», о срочной необходимости наполнить «сосуд ценности». Увы, чаще всего человек, не обремененный познаниями в области психологии, страдая от «недолива», норовит насильственно «урвать» немного спокойствия, радости, уверенности у кого-то другого, затеяв конфликт. Потому что это дает временное облегчение.
И сколько бы мы ни ругали и ни наказывали ребенка за «плохое» поведение, он будет не на жизнь, а насмерть воевать за родительское внимание. Дайте его добровольно, и вы избежите множества неприятностей.
Контроль или принятие?
Мы уверены, будто бы воспитание – это прежде всего контроль: вовремя заметить, что ребенок что-то делает «не так» и немедленно одернуть, поправить, покритиковать, указать. Но когда мы делаем это, то наполняем лишь собственный «сосуд ценности» («я – хорошая, правильная мать», «я стараюсь, чтобы ребенок стал лучше»), его же сосуд безжалостно опустошаем. И хотя совсем без контроля обойтись, конечно, невозможно, он не должен стоять на первом месте. Ведь контроль – процесс бесчувственный, а детям жизненно необходимы именно чувства. И самое главное для них – чувствовать, что их любят и принимают такими, какие они есть.
Самое первое, что нужно сделать, придя с работы, это самым наищедрейшим образом долить «сосуд» своего ребенка. Совершенно не важно, какие оценки он принес, помыл ли он посуду к вашему приходу. Даже если что-то натворил – сначала «долейте», а потом уже будете разбираться со всем остальным. Если ребенок еще маленький, лучше сразу присесть – на стул или на корточки, чтобы стать с ним одного роста. Глядя в глаза, спросить: «Как дела?» Обнять, поцеловать, сказать какие-то хорошие слова. Главное, чтобы вы решили, кто для вас ребенок – горе луковое или Божий дар? И если ребенок все-таки – Радость, то и слова, и интонации сами собой получатся именно такими, какие ему нужны. И тогда все ваши пожелания (помыть посуду, убрать в своей комнате...) уже не будут вызывать такого протеста, как раньше.
Многим детям важно, чтобы мама просто побыла с ними, посидела рядом, почитала. Зачастую они даже готовы заболеть, чтобы удержать маму дома! Для других детей очень важны прикосновения рукой: малыш «трется» рядом, хватает родителей за руки и ноги, лезет под руку. Любому ребенку будет очень приятно, если его обнять и сказать: «Я люблю тебя!»
Часто родители, сравнивая своих детей со сверстниками, сетуют, что им достался слишком ленивый, своенравный, упрямый... Не дотягивает он до идеала, и все воспитание проникнуто этакой осуждающей интонацией. А он чувствует, что не нравится маме с папой и... естественно, вредничает! Подумайте о своем ребенке по-другому: он знает, чего хочет, он свободолюбивый, он умеет отстаивать свою точку зрения... Заметьте: меняются не только ваши слова. Меняется посыл, меняется ваша интонация и реакция ребенка.