В каждом семейном архиве хранятся пожелтевшие фотографии, которые передают, как реликвию, из поколения в поколение. Их достают редко - в особые торжественные моменты или в тихие вечера, когда предаются воспоминаниям. И оживают люди, смотрящие с этих старых фотографий.
С чувством гордости и уважения рассматривают на старых фотографиях людей в военной форме. Такие фотографии в семьях появились в особую горькую и жестокую годину - во время Великой Отечественной войны.
Рассматриваю одну из них: солдат еще совсем молодой, подтянутый, строгий. Не смотря на его молодость, во взгляде можно отметить уверенность и даже, пожалуй, некоторую суровость - это отпечаток, должно быть, того сурового времени. На обратной стороне надпись: "На добрую и вечную память любимой и уважаемой жене Насте и дочке Тонечке. 1942 год". Эту фотографию с фронта прислал своей семье Якимов Алексей Дмитриевич.
Биография этого человека может показаться простой. Но это только на первый взгляд. Родился он в октябре 1914 года в деревне Степное Коровино в обыкновенной крестьянской семье. Окончил три класса начальной школы. Работать начал рано. Женился, отслужил в армии. Начавшаяся война обрушила все планы, перевернула жизнь.
На фронт Алексей Дмитриевич ушел в первые дни войны: 26 июня 1941 года. Дома остались ждать солдата жена и полугодовалая дочка. Через месяц принял присягу. Воевать довелось в 352-м зенитно-артиллерийском полку командиром отделения радистов. В партию он вступил тоже на фронте в 1943 году, окончив дневную дивизионную партшколу.
Война, о которой А.Д.Якимов вспоминать не любил (слишком тяжелы эти воспоминания), закончилась для него 10 июня 1946 года. Тонечка подросла. Ей к тому времени исполнилось 6 лет, и она испугалась " незнакомого дядю", поднявшего ее на руки, таким на тот момент был для нее отец.
Обмороженные в окопах под Москвой руки и ноги давали о себе знать всю жизнь. Антонине Алексеевне врезались в память отцовские слова, которые он сказал матери, когда та старательно растирала гусиным салом его покрасневшие и сильно опухшие руки и ноги: "…Под Москвой три дня в окопах сидели. Мороз ударил, а обмундирование зимнее еще не успели получить. Немцу важно было захватить железнодорожные станции. Все обморозились, но станции отстояли…" За оборону Москвы он и получил свою первую боевую награду. Еще грудь ветерана Великой Отечественной войны украшали медали "За победу над Германией", "За победу над Японией", два ордена Великой Отечественной войны и множество юбилейных медалей.
После войны солдат ждали мирные дела, и работать нужно было за себя и за погибших товарищей. Именно так и трудился Якимов Алексей Дмитриевич в родном колхозе "Знамя коммунизма" на родной земле, которую он отчаянно защищал от врага. А по вечерам любил взять в руки гармонь и затянуть свою любимую песню: "Ты ждешь, Лизавета, от друга привета…" За долгий и добросовестный труд он тоже имел немало наград, которые бережно хранятся в семейном архиве вместе с фронтовыми фотографиями и письмами, боевыми наградами. И сколько еще поколений будет гордиться своим отцом, дедом и прадедом…!