Наталья Кирилина
Начало его биографии обычное для всех сельских ребят. Родился 11.09.1959 года в с. Кудеиха, с 1966 по 1974 гг. обучался в местной восьмилетней школе, в 1976 г. завершил учебу в Порецкой средней школе. В детстве все мальчишки в классе мечтали стать танкистами, как земляк – Герой Советского Союза Фёдор Артемьев. А Николай Новоженин мечтал стать летчиком. Может быть, жажда романтики повлияла на выбор профессии. Николая не интересовало, какая будет зарплата, в какой части выгоднее служить, на каких самолетах летать. Главное – ты в воздухе, а рядом с тобой надежные товарищи. И в 1977 году он поступил в Тамбовское высшее военное авиационное училище летчиков им М.М. Расковой.
После окончания училища в 1981 году Николаю была присвоена квалификация «офицер с высшим военно-специальным образованием» по специальности летчик-инженер. Прохождение службы в ВВС началось с 1981 по 1989 в Иркутске, а затем с 1989 по 1994 годы – в Новосибирске. Летал на АН-24, но больше на АН-26 командиром. Махину, в которую заправляли 5,5 тонн горючего, если она находилась в полете более 6 часов, и это не считая веса самого самолета, он легко поднимал в воздух. В задачу транспортной авиации входила не только перевозка личного состава, боевой техники, но и обеспечение мобильности Главного штаба. Он – командир экипажа, в его подчинении 6 человек, за жизнь которых он отвечает. Поэтому для себя он выработал определенные правила: не волноваться, не нервничать, соблюдать спокойствие во всех случаях и не терять самообладание ни при каких обстоятельствах. А случаи были разные. Однажды по вине диспетчеров чуть было не произошло столкновение с гражданским самолетом. Помогло то, что ночь была безоблачной, и летное поле хорошо просматривалось. Отличное умение маневрировать очень помогло ему в этой ситуации. Не всегда взлетные полосы в условиях Сибири были достаточной ширины и длины, и погода не всегда была лётной, а доставлять грузы было необходимо. Приходилось «подкупать» девчонок с метеостанции, чтобы они на время вылета его самолета передали направление и скорость ветра, при которых разрешался взлет. Вот в таких ситуациях и проявлялось его мастерство по управлению самолетом – умение оторваться от земли и взмыть в небо на скорости 200-250 км/час или посадить его на землю.
Есть на такой службе характеристики как «работоспособен в любых условиях», «работает, не считаясь с личным временем». Да, у него всегда было величайшее чувство ответственности за дело. Ладил он с экипажем, по характеру – человек общительный, легко сходится с людьми. Эти качества тоже важны – отшельникам служба дается труднее.
Год от года он летал все лучше и лучше. Не обошли его стороной медали: «За безупречную службу в Вооруженных силах СССР», «70 лет Вооруженных сил СССР», «Ветеран военной службы». Но в 1993 году по состоянию здоровья капитан Н.Н. Новоженин вышел в отставку. Переехали с женой Людмилой в Чебоксары. Не привык он к спокойной жизни. С 1996 по 2002 гг. работал на ОАО Чебоксарском приборостроительном заводе «Элара» испытателем. Сердце позвало на родину. В 2002 году купили они дом в Кудеихе, отремонтировали, развели живность. Привлекает их и работа на огороде.
Николай Новоженин осуществил свою мечту: хотел стать лётчиком – и стал им, преодолевая притяжение Земли и достигая вершин человеческого духа.