Сама учитель, трудно говорить о тех, кто меня учил. Трудно ещё и потому, что многих уже нет в живых. Недавно рассматривала фотографию школьного коллектива учителей. На ней все такие молодые и красивые. Помню свою первую учительницу Серапионову Веру Николаевну, строгую, требовательную. Она меня часто выставляла за дверь, потому что я немного нарушала дисциплину. Но я и там не сдавалась. В старом здании начальной школы двери были со стеклянными окнами. Я находила в полутемном коридоре стульчик, вставала на него и поглядывала на своих одноклассников через стекло.
В классе через стенку вел уроки Иван Григорьевич Липилин. Его очень любили дети: он никогда не повышал голос, ходил с ними в поход, был принципиальным человеком. Почему-то хотелось поучиться и у него.
Две учительницы, Римма Александровна Авраменко и Зоя Александровна Чистякова, казались мне очень похожими: прически у них на голове были одинаковыми (заплетенная коса вокруг головы). Да интеллигентность, уравновешенность тоже их сближала.
Звонок в деревянной школе был настоящий, а не то что сейчас - электрический. Как хотелось его подержать в руке и известить всю школу о конце урока.
Хорошо нас учили, на совесть.
Валентина Алексеевна Шпынева строго поглядывала на нас из-под своих очков и говорила: "Смотрите все на меня". Значит, даты по истории должны все знать и ни с кем не переговариваться. Очень нравились уроки химии, которые вела добрая учительница Мария Васильевна Ермолаева. Задачки умели решать многие. Александр Михайлович Скрипилин интересно преподавал обществоведение. Его спокойный голос создавал рабочую, серьезную обстановку в классе.
Иным был Александр Иванович Бухаленков, учитель истории старших классов: строгим, эмоциональным, дружелюбным. Любил он невыучившим урок ученикам говорить слово "пенициллин" и ставить в классный журнал "кол-палочку", который легко впоследствии исправлял на четверку.
Никогда не повышал на нас голос учитель физики Виктор Васильевич Глотов. Для нашей семьи он "исторический" педагог: в 1956 году, будучи молодым специалистом Анастасовской средней школы, он выпустил мою маму Гунину Зою Ивановну, а потом всех ее трех дочерей.
Ласково своих учеников старалась назвать учительница русского языка и литературы Александрова Маргарита Михайловна. И всё в себе смог совместить учитель математики, директор школы Борис Степанович Шлямин: и строгость, и юмор, и знания. Его любили, его слушались, его ценили, его уважали.
Любили мы ещё и физкультуру. Не было среди нас таких, кто мог бы пропустить этот урок. Шли на него с превеликим удовольствием, и каждый стремился перегнать, прыгнуть выше, дальше. Любили и Владимира Александровича Глухова, любили и Виктора Александровича Каштанова. Может, поэтому и первые места в районных соревнованиях мы никому не отдавали. Развивали нас физруки всесторонне: были хорошие результаты и по легкой атлетике, и по баскетболу, и по волейболу, и по гимнастике, и по лыжам.
Эти учителя были для нас примером во всем. Наверное, поэтому основная часть учеников нашего класса стала учителями русского языка и литературы, математики, физкультуры, потому что вели уроки асы своего дела, преданные своей профессии люди.
М.АРХИПОВА.