О времени говорят: оно течет, оно меняется, оно быстротечно, оно возвращает нас, а точнее, нашу память, в очень далекие времена. И это очень удивительное свойство памяти. Она иногда напрочь вычеркивает случившееся. А что-то сохраняет в виде черно-белого кино до конца наших дней. Сегодня моя память вернула меня в далекие 60-е.
Не скрыть было радости, когда получила направление Чувашского обкома комсомола на учебу в Центральную комсомольскую школу при ЦК ВЛКСМ. Жить и учиться в Москве, ходить по театрам и выставочным залам столицы, общаться с молодежью почти всех стран мира - разве это не заветная мечта каждого молодого человека в те годы, ведь мы все были родом из комсомола. Это теперь, когда произошла переоценка моральных ценностей и нравственных устоев, многие, видимо, подумают, что небольшое счастье быть резервом партии. Впрочем, может, я ошибаюсь в отношении сегодняшней передовой части молодежи: они все чаще стали обращать свой взор в историю комсомола и брать на вооружение стиль и методы нашей работы с подрастающим поколением. Ведь есть уже пионерские отряды с символикой тех лет - красным галстуком и значком.
Время, конечно, за последние 50 лет сильно изменилось, но не наша вина, что не те вели, и что дорога не привела к храму, а мы-то верили, были полны энтузиазма и, главное, были честны и чисты в помыслах, надеялись и все делали для того, чтобы приблизить обещанное светлое будущее. Это было время, когда сердцем дано было почувствовать хрущевскую оттепель. Конспекты пестрели этой фамилией.
Москва 60-х - это Новые Черемушки, кинотеатр "Россия", Дом кино, новые аэропорты Домодедово и Шереметьево. А самая главная примета времени - освоение космоса, появление новых имен в литературе, музыке: Р.Щедрин, М.Таривердиев, Ван Клиберн исполнял 3-й концерт Рахманинова.
Лекции, семинары, диспуты, зачеты и частые встречи с лидерами молодежных движений, посланцы которых обучались в ЦКШ. Все это и было оттепелью как внутри страны, так и со странами зарубежья. По завершению встреч из открытых окон зала синхронного перевода (каждая делегация в наушниках слышала выступление на родном языке) в вишняковские рощи неслось многоголосье "Подмосковных вечеров".
Наступало время расставания с Москвой, с друзьями, а в памяти на всю жизнь остались встречи с прекрасными и отважными летчиками эскадрильи "Нормандия - Неман", это о них в то время звучала популярная песня М. Фрадкина на стихи Е. Долматовского "Воспоминание об эскадрилье "Нормандия - Неман", со скромной, обаятельной и сильной духом русской женщиной - матерью Зои Космодемьянской. Запомнились и вечера в дни национальных праздников каждой зарубежной группы, где с помощью посольств представляли яркую и самобытную культуру народа.
Июньским днем 60-го поезд с Казанского вокзала все дальше увозил меня от столицы. Вернулась в Порецкое, но ненадолго: в июле решением бюро райкома была назначена руководителем отряда молодежи района на уборку целинного урожая. К тому времени целине было уже 7 лет, освоение началось с решения февральско-мартовского Пленума ЦК КПСС 1953г. "Об освоении целинных и залежных земель".
Ехали через всю страну в наспех оборудованных нарами товарных вагонах. На стоянках все стремились к стоякам, заправлявшим водой поезда и паровозы, чтобы утолить жажду и смыть угольную пыль. Конечная остановка поезда - станция Экибастуз, что в переводе с казахского - две головы соли. Действительно, соленых озер в степи вокруг города очень много.
Все было вновь: и степь без края, и непривычная речь. До места постоянной дислокации - совхоза "Александровский" павлодарской области - добирались на грузовых машинах. Ребята жадно вглядывались в необычный пейзаж, в скудную растительность в эти месяцы года.
На работы весь отряд был определен в разные бригады и отделения. Кто-то готовил технику к уборке, кто-то сразу включился в заготовку кормов, пока подходили хлеба. Мне постоянно приходилось курсировать между бригадами и райкомом комсомола со сводками и отчетами. Баян-Аул покорил удивительной красотой. Оазис в степи, маленькая Швейцария. Такие причудливые нагромождения скальных пород среди степи с вечнозелеными елями и соснами, что можно часами любоваться нерукотворными сказочными персонажами, свежестью зелени и гладью целебного озера рядом с Баян-Аулом.
Из осени 2011 года с изрядно надоевшими дождями непроизвольно переношусь в такую же осень 60-го. Погода портилась, а иными днями летели "белые мухи". Не хватало теплых вещей, ночами мерзли: жили в неотапливаемых летних помещениях, но до конца уборки было еще далеко. И только 1 октября все участники уборки урожая этого года встретились на привокзальной площади Экибастуза. С кузова грузовика в рупор уже неслись слова приветствия всем отрядам, слова поздравлений и фамилии награжденных. Награждена была и я значком ЦК ВЛКСМ как руководитель комсомольской организации, обеспечившей активное участие в освоении новых земель и получении высоких урожаев.
- По вагонам! - разнеслось после митинга. Возвращались уже в пассажирских вагонах. Дома была недолго, затем вернулась в Экибастуз на постоянное место жительства.
Для большинства людей, далеких от политики, дата 8 февраля 1955 года ничем не примечательна. Все центральные газеты в тот день сообщили, что освобожден от занимаемой должности (по "собственной просьбе") Председатель Совета Министров СССР Г.М. Маленков. После июньского Пленума 1957 года, когда Маленкова зачислили в разряд противников "демократических" преобразований, в члены "антипартийной группы", дальнейшая судьба его замалчивалась и оставалась по сути неизвестной. Между тем, 11 лет (с 1957 по 1968 гг.) Г.М. Маленков находился "на стройках народного хозяйства". То есть ссылка - 1 год в Усть-Каменогорске и 10 - в Экибастузе.
В одном из районов Экибастуза - Соцгородке - жила и я в те годы, работая учителем в школе №2, где молодежный педколлектив был в шефской дружбе с инженерно-техническим персоналом Экибастузской ТЭЦ, руководил которой Георгий Максимилианович Маленков. За период его работы территория ТЭЦ стала чистой, ухоженной, с цветочными клумбами. Ценили и уважали Маленкова за эрудицию, ум, тактичность, профессионализм и мягкость в общении с людьми. Никакие гонения и навешанные ярлыки не могли отвернуть от него людей. К нему тянулись. Жил он с женой очень скромно: типовая квартира, никаких излишеств, почти все пространство квартиры заполнено книгами. Всегда присутствовал на всех шефских концертах в клубе ТЭЦ. Его постоянное место в первом ряду, форма одежды тоже постоянная - китель "сталинка". Полноватый, набок зачесанные волосы, внимательный взгляд и добрая мягкая улыбка - таким и запомнился мне политический деятель нашей страны Георгий Максимилианович Маленков.
На этом заканчивается мой экибастузский период жизни, впереди был переезд в столицу целинного края - Целиноград.
М. ДЕМИДОВА.