Наталья СОЛОМИНА
Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 2017 год объявлен Годом экологии в Российской Федерации. Цель данного решения – привлечь внимание к проблемным вопросам, существующим в экологической сфере, и улучшить состояние экологической безопасности страны.
Особую роль в деле охраны окружающей среды призваны сыграть органы прокуратуры, являющиеся одной из основных опор государственной власти и главным инструментом обеспечения верховенства закона.
Прокуратурой Порецкого района уделяется первостепенное значение вопросам организации прокурорского надзора в сфере охраны окружающей среды.
Так, за истекший период 2017 г. прокуратурой Порецкого района выявлено в данной сфере 31 нарушение законодательства об охране окружающей среды, в суд направлено 1 исковое заявление, внесено 14 представлений об устранении выявленных нарушений, к административной ответственности привлечено 2 должностных лица.
Наибольшее количество нарушений прокуратурой района выявляется в лесной сфере, в сфере соблюдения законодательства об охране вод и атмосферного воздуха, об отходах производства и потребления, об охране и использовании животного мира.
Прокуратура, осуществляя прокурорский надзор, выявляет многочисленные нарушения в указанной сфере. За нарушение законодательства об охране окружающей среды по результатам проверок прокуратуры к дисциплинарной и административной ответственности привлекаются виновные должностные лица.
Так, проведенная прокуратурой Порецкого района проверка деятельности МУП «Объединение предприятий жилищно-коммунального хозяйства» Порецкого района выявила нарушения требований законодательства об охране окружающей среды.
Проверкой установлено, что МУП «Объединение предприятий ЖКХ» Порецкого района при осуществлении хозяйственной деятельности производит сбросы загрязняющих веществ в водоемы, а также размещение отходов производства и потребления.
В нарушение ст. 16, 16.3, 16.4 Федерального Закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» МУП «Объединение предприятий ЖКХ» Порецкого района в установленные сроки не произвело расчет и не внесло плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 г.
По результатам проверки в отношении генерального директора МУП «Объединение предприятий ЖКХ» Порецкого района возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 КоАП РФ (невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду), которое направлено на рассмотрение в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чувашской Республике. По результатам его рассмотрения руководитель предприятия привлечен к административному наказанию в виде штрафа в размере 3 тыс. рублей.
В адрес генерального директора МУП «Объединение предприятий ЖКХ» Порецкого района внесено представление об устранении выявленных нарушений законодательства об охране окружающей среды, которое рассмотрено и удовлетворено, выявленные нарушения устранены.
Кроме этого, прокуратурой района проведена определенная работа по выявлению фактов размещения несанкционированных и стихийных свалок мусора.
Так, проведенной прокуратурой района проверкой было установлено, что в нарушение требований ст. 12, 13 Земельного кодекса РФ, ст. ст. 12, 13 Федерального Закона «Об отходах производства и потребления», ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 22 ФЗ «О санитарно эпидемиологическом благополучии населения», предусматривающих регулярную очистку от отходов территории поселения в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями, на территории ряда сельских поселений были размещены несанкционированные свалки мусора и отходов (отходы полиэтилена в виде пленки, полиэтиленовая тара поврежденная, стеклянные бутылки, разбитое стекло, отходы из жилищ несортированные), сбор которых длительное время не производился.
По результатам проверки в адрес глав администраций сельских поселений внесено 6 представлений об устранении выявленных нарушений, которые рассмотрены и удовлетворены, виновные должностные лица привлечены к ответственности, несанкционированные свалки мусора ликвидированы.
Также прокуратурой Порецкого района проведена проверка соблюдения законодательства, направленного на противодействие правонарушениям в лесопромышленной сфере, в ходе которой выявлен ряд нарушений федерального законодательства.
В соответствии со ст. 50.4 Лесного кодекса РФ транспортировка, в том числе на основании договора перевозки древесины любым видом транспорта осуществляется при наличии сопроводительного документа, в котором указываются сведения о собственнике, грузоотправителе, грузополучателе, перевозчике древесины, ее объеме, видовом (породном) и сортиментном составе, пунктах отправления и назначения, номере декларации о сделках с древесиной (в случае, если совершались сделки с указанной древесиной), а также номере государственного регистрационного знака транспортного средства, на котором осуществляется транспортировка древесины (в случае ее транспортировки автомобильным транспортом).
Сопроводительный документ оформляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, являющимися собственниками древесины.
Постановлением Правительства РФ от 21.06.2014 года N 571 «О сопроводительном документе на транспортировку древесины» утверждены форма сопроводительного документа на транспортировку древесины и Правила заполнения сопроводительного документа на транспортировку древесины.
Проверкой, проведённой совместно с ОГИБДД МО МВД РФ «Алатырский» и ОУУП ОП по Порецкому району МО МВД РФ «Алатырский», установлено, что 10.03.2017 г. в с. Кожевенное Порецкого района ЧР на колесном тракторе марки «Беларус 82.1», принадлежащем одному из местных индивидуальных предпринимателей, осуществлялась перевозка хлыстов хвойных пород (сосна) без сопроводительных документов на транспортировку древесины, установленным лесным законодательством.
При этом, древесина – хлысты хвойных пород (сосна) в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 13.06.2014 года № 1047-р входят в перечень видов древесины, определяемых в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, на которые распространяются требования Лесного кодекса Российской Федерации о транспортировке древесины и об учете сделок с ней.
Собственником древесины являлся индивидуальный предприниматель, который не обеспечил своего водителя при выезде с древесиной, сопроводительным документом в установленном лесным законодательством порядке.
По результатам проверки в отношении индивидуального предпринимателя возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 8.28.1 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которого он привлечен к административной ответственности.
В завершение хочется отметить, что органы прокуратуры Российской Федерации в своей повседневной деятельности по организации надзора придают приоритетное значение надзору за соблюдением законодательства об охране окружающей среды.