В недалёкие времена сквернословие (мат) было недопустимо в обществе, а нынче это считается почти нормой поведения.
Мат очень страшен для души. Это, во-первых, открытое наименование детородных органов, что издревле в человеческом обществе считалось признаком наглости, нечистоты. Само слово «наглый» означает человека, способного обнажаться. Наглых – явившихся нагими на людях – с брезгливостью сторонились как нарушивших завет целомудрия. Сквернословие – это язык сатаны и бесов. Матерящихся людей называют бесноватыми.
Если вы ругаетесь матом, не удивляйтесь, почему в вашей жизни идёт гора неприятностей. Мат – это проклятье, которое вы посылаете на людей, а в первую очередь на себя.
Думаю, что ни один сквернослов не знает, что во времена правления российского государя Алексея Михайловича Тишайшего осквернивший свои уста матерной бранью подлежал немилосердной порке на городской площади при всём честном народе. А русский православный люд всегда называл несчастных сквернословов «антихристами». Извергая словесную скверну, они кощунствуют над Пречистой Богоматерью, глумятся над собственной матерью, оскорбляют мать сыру землю и Мать Церковь. А ведь русский язык неиссякаемо богат, он представляется каждому русскому безграничным, великим, могучим, правдивым и свободным, а сейчас это оставленное нам достояние варварски корёжится. Душевная опустошённость, отсутствие человеческой воспитанности приводят к словесной уродливости. А если человеку не хватает воспитанности, мыслей, не хватает слов для выражения этих мыслей, он прибегает к мату – словам, которые являются балластами. Этими словами он заполняет пустоту интеллекта. Человек, употребляющий мат, ущербен, а ущербность агрессивна, примитивна. Но самое главное и омерзительное, если в этот набор срамных нечистот вплетается имя твоей матери. Мерзостная сила мата расценивается как постыдное дело, если б человек открыл свои срамные части тела и демонстрировал их бесстыдно, как скот. Произносить это – всё равно, что прилюдно спустить штаны или задрать подол.
Церковь всегда призывала своих чад быть внимательными к словам и предостерегала от греха сквернословия. «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе…» – учит апостол Павел. Сквернословие смердит, хотя не все это ощущают, – придышались. Ещё страшнее, когда матерится женщина. Зачем же ей надо укладывать волосы в причёску, подбирать фасон платья, наводить на лице макияж, чтобы потом оттолкнуть от себя ураганом грязных слов? Речь очень ярко обнаруживает нас, позволяет окружающим увидеть истинное лицо. «Заговори, чтобы я увидел тебя», – сказал Сократ, мудрейший из древних греков. Мат, как говорят святые отцы, является средством связи с демоническими силами, они относят его к адской лексике. Человек сам себя отдаёт в руки беса, становится одержимым. Церковь предупреждает, что «злоречивые Царства Божия не наследуют» (1 кор. 6, 10).
Сквернослов не только свою душу отдаёт во власть бесов, но и влияет на души окружающих его людей и на их здоровье – его матерщина сопоставима с лёгким сотрясением мозга. Хрупок мир в семье сквернослова. Это человеческая слабость, от сквернословов страдает вся наша жизнь: и личная, и семейная, и государственная.
А. Лоскутова,
староста церкви Покрова Пресвятой Богородицы,
село Любимовка