В селе Октябрьском в центре улицы стоит сиротливо старый дом сельского типа, окрашенный в цвет молодой зелени. Здесь жили уважаемые в селе, районе и республике мои родители Иван Дмитриевич и Александра Владимировна Афанасьевы, участник Великой Отечественной войны и знатная махорководка, награжденная орденом Ленина за высокие урожаи махорки, неоднократная участница сельскохозяйственных выставок ВДНХ. Оба они трудились на благо колхоза имени Н.Г. Безрукова, своей семьи и страны в целом.
Теперь, к огромному нашему огорчению, их уже нет с нами, они ушли в иной мир. Четыре года назад, когда умерла наша мама, родительский дом опустел полностью. Только летом он иногда оживает, когда приезжают сюда на отдых из городов Смоленска и Чебоксар семьи Моисеенковых и Магулиных. Зимой наш родной дом замирает.
Артиллерист
Иван Афанасьев
Отец мой родился в 1918 году в деревне Дурасовке, в местной школе получил шестилетнее образование. Затем окончил механизаторские курсы, где получил профессию тракториста, и стал работать в местном хозяйстве. С ноября 1938 года по сентябрь 1940 года проходил действительную военную службу в стрелковом полку бронетанковой части № 365. Здесь он получил военную специальность – артиллерист.
Вернулся домой, где его ждали мать, Мария Васильевна, и брат Николай 1921 года рождения. О главе их семейства мне ничего не неизвестно. Когда началась война, первым из семьи Афанасьевых забрали на фронт Николая, с которым письменная связь в июле 1941 года прервалась, а в октябре его признали погибшим без вести.
Прошло немногим более года со дня демобилизации нашего отца домой, как 10 января 1942 года Порецкий РВК мобилизовал его на фронт, в 364 артиллерийский полк. Так он стал участником Великой Отечественной войны. Был командиром орудия 76-мм пушек. Носил звание сержанта. Но воевать ему долго не пришлось, в августе того же года, освобождая город Ржев, был тяжело ранен в бедро правой ноги.
Его представили к высокой правительственной награде – ордену Отечественной войны 1 степени.
Получив ранение, целый год лечился в экогоспитале № 1322, который, судя по копии свидетельства о болезни, выданной мне Шумерлинским горвоенкоматом, находился в городе Алатыре. С получением ранения отец жаловался на боли в правой ноге, резкое ограничение движений в коленном суставе. В результате чего его прооперировали, в коленный сустав поставили стальную спицу, нога была укороченной на 6 см. Он всю жизнь прожил с хромотой.
На основании ст. 49-66 графы 1 расписания болезни приказом НКО СССР 1942 г. № 336 отец был признан негодным к воинской службе с исключением с учета.
Придя домой, Иван Дмитриевич работал в родном хозяйстве: ухаживал за лошадьми, во время сенокосной страды подавал вилами сено на стога и скирды. Женился, в 1947 году родилась первая дочь Валентина, спустя три года появилась на свет Татьяна, а еще через четыре – Мария. Родители наши были счастливы, жили дружно. Мама много работала и в колхозе, и дома. За детьми, в основном, присматривал отец, эта работа ему была по силам. Жили мы небогато, родители собрались строить дом, поэтому на всем экономили, да и получали-то они трудодни. Хорошо помню, как нам отец стирал платья, сушил их, а потом, надев на нас, отпускал на улицу к сверстникам. Косички нам плел веревкой, а не колоском, как мама. Помню, как часто вечерами мама вязала нам носки, а папа подшивал валенки, помню тепло печи и тиканье часов на стенке, как родители передавали нам тепло своих душ.
Благодаря их труду и заботе о нас мы выучились на штукатура-маляра, библиотекаря и повара. На день смерти мамы (папа умер в октябре 1987 года) мы подарили четырех внучек и двух внуков, трех правнучек и пятерых правнуков, после появился еще один правнук, две праправнучки и один праправнук. И, таким образом, молодых продолжателей рода Афанасьевых всего 18 человек.
Татьяна Моисеенкова
(Афанасьева),
п. Монастырщина
Смоленской области.