В ноябре 1943 года Мальчикову Владимиру Ивановичу из Напольного исполнилось 17 лет, и его призвали служить в Красную Армию. Из военкомата вначале направили в поселок Вурнары в лагеря, где проводили учебу по боевой подготовке, готовили бойцов для фронта.
Однажды пришло объявление о наборе в школу стрелков-радистов в авиацию. Он тут же подал заявление, так как об авиации мечтал с детства.
Через неделю вызвали на приемную комиссию. Он был зачислен в школу стрелков-радистов в г. Рязань. После 2-3 месяцев учебы его направили на фронт.
Начинал В.Мальчиков летать стрелком-радистом на тяжелом четырехмоторном бомбардировщике. С бомбовой подвеской самолет имел большой вес, но малую скорость, из-за чего он был очень уязвим. Вскоре перешли на двухмоторные скоростные Пе-2.
Командиром экипажа, в составе которого летал Владимир, был Георгий Мосолов. Он стал впоследствии известным летчиком-испытателем страны, за мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, получивший звание Героя Советского Союза.
Однажды, уже после войны, один из младших братьев, не понюхавших в жизни пороху, воспоминания которого и легли в основу этого очерка, докучал Владимира Ивановича пытливыми вопросами: «Как там, на фронте, поди страшно было летать стрелком-радистом?». «Да, не страшно, молодые были тогда, отчаянные. На фронте, когда идет война, некогда было думать о страхе и смерти: надел парашют, сел на свое боевое место, командир завёл моторы и – полетели выполнять боевое задание, бомбить врага».
Стрелок-радист на боевом самолете больше, чем стрелок. С командиром экипажа имеет тесную связь во время выполнения боевого задания. На своем рабочем месте он вращается вкруговую более чем на 180 градусов, расположен выше кабины летчика, у него и обзор вокруг лучше. Об обстановке в воздухе стрелок-радист постоянно докладывает летчику по рации о приближающемся истребителе противника с его координатами, после чего тот меняет курс или совершает необходимый маневр.
Как вспоминал Владимир Мальчиков, «раз летели на задание, навстречу появились «мессершмитты», наши истребители вступили с ними в схватку, отсекая их от нас. Один из «мессеров» вынырнул откуда-то на большой скорости, но, находясь на приличном расстоянии, выпустил при этом залп из стрелково-пушечного вооружения.
Одна из крупнокалиберных пуль пробила обшивку фюзеляжа и угодила ему в грудь напротив сердца. В нагрудном кармане были кое-какие бумаги, там она и застряла, а после – упала, звякнув об пол металлического фюзеляжа. Я даже не почувствовал удара в этой воздушной канители. После возвращения на базу решил проверить, что это могло быть. В самолете нашел головку от снаряда, валявшегося под ногами. С тех пор осколок этот носил в кармане как талисман и память о войне».
Война закончилась. После войны летчики продолжали нести службу. Авиаторов задержали до демобилизации еще на пять лет, пока не подросла замена бывалым фронтовым летчикам.
Владимир Иванович Мальчиков прослужил в авиации долгих 8 лет. Вернулся фронтовик с военной службы, имея в послужном списке медаль «За взятие Кёнигсберга» и другие награды.
После войны Владимир Иванович стал работать учителем по труду. Закончил заочно педагогический техникум. И за мирный свой труд получил высокое звание «Заслуженный учитель Чувашской АССР».
Владимира Ивановича (1926 г.р.) не стало в 1990 г, прожил он 74 года. Кроме него, в семье Мальчиковых защищали Родину на фронте самый старший брат Андрей (1923 г.р.) и их отец Иван Андреевич (погиб). Тяжкое военное детство досталось двум младшим братьям Александру (1930 г.р.) и Ивану (1938 г.р.).