Юридические лица вне зависимости от их формы собственности, организационно-правовой формы, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств должны являться активными участниками антикоррупционных отношений. Такая позиция законодателя обусловлена как распространенной практикой участия организаций (их работников) в коррупционных правонарушениях, так и соответствующими потенциальными коррупционными рисками.
В силу ст. 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» все организации вне зависимости от формы собственности, организационно-правовых форм обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции, в том числе:
– определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
– сотрудничество организации с правоохранительными органами;
– разработка и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;
– принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;
– предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
– недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
Тем самым определение конкретных мер по предупреждению коррупции, подлежащих в применении юридическим лицом, законодатель отнес к исключительной компетенции самой организации. Данный подход в полной мере представляется оправданным, так как он позволяет максимально учитывать особенности правового статуса и специфику деятельности конкретного субъекта антикоррупционных отношений.
П. Тюгашкин,
зам. прокурора района
советник юстиции.