В чем цель и смысл христианской жизни? В стяжании благодати Духа Святого, отвечает преподобный Серафим Саровский, то есть в достижении Царства Небесного с помощью покаяния и молитвы. В пятую неделю Великого Поста Православная Церковь совершает память преподобной Марии Египетской. Память женщины, которая в начале своей жизни допускала тяжелейшие грехопадения, а в конце достигла святости.
Для нас полезно проследить те пути, которыми шла Мария Египетская от греха до обращения к Богу и своего преображения. В её жизнеописании, как в зеркале, отражается образ жизни каждого человека. Вот почему нам полезно заглянуть в это зеркало.
Преподобная Мария с ранней юности предавалась греху. Причем к тому греху её никто не располагал. Она не знала нужды, которая заставляла других людей вдаваться в страсть. Она сознательно предавалась греховной страсти, как усладе. Мария думала, что только в этом грехе можно обрести счастье и радость жизни. Так продолжалось много лет, пока Божественная благодать не коснулась её сердца.
Однажды, когда Мария находилась в Иерусалиме, она ради любопытства пожелала вместе с паломниками войти в Иерусалимский храм и поклониться Кресту, на котором был распят Христос. Но каждый раз, когда она пыталась войти в храм, невидимая Божественная рука останавливала её. Останавливала её до тех пор, пока она не очнулась от своего греховного сна. Как же это произошло? Посмотрела Мария на икону Божьей Матери и внезапно ощутила, как Божественная благодать коснулась её сердца. Коснулась так глубоко, что произвела в душе женщины внутреннее разделение зла и добра. В один миг преп. Мария увидела своим внутренним взором свою внутреннюю сущность, увидела себя стоящей на краю пропасти, в которую она неминуемо должна была бы упасть, если бы совершила ещё какой-либо грех. Почувствовала Мария всю нечистоту, всю гадость греховной жизни. Но на этом благодать Божия не оставила её и дала возможность внутренне, сердцем вкусить жизнь в Боге, жизнь в добре. Таким образом Господь разделил внутреннее состояние и поставил её перед выбором между злом и добром.
Теперь от самой Марии зависел исход её обращений. Куда она склонит свою волю? Возвратится ли снова к сладости страстной или пожелает сладости жизни в Боге?
Преподобная Мария удалилась в Иорданскую пустыню и там много лет трудилась, молилась, постилась, совершала подвиги покаяния. Потребовалось семнадцать лет борьбы, чтобы выгнать из сердца всю заразу греха, сам дух греховный. Преподобная Мария распяла себя со своими страстями и похотями. И только после этой борьбы никакая страсть уже не трогала её сердце. Вместо смятения и брани, вместо внутреннего раздора появилось мирное устроение и тишина. Она достигла очищения души и тела в такой мере, что во время молитвы отделялась от земли и поднималась на воздух.
Имея перед глазами пример такой женщины, нам не мешало бы взглянуть на свою жизнь. Согласна ли она с жизнью добродетельной, или ничего доброго там уже не осталась. Конечно, мы призваны к Богу в разное время. Одни призваны с младенческих ногтей, другие в зрелом возрасте. Но это не может нам служить оправданием нашей греховной жизни. Достаточно ли призвания Господня для нашего единения с Богом? Необходимо, как Мария Египетская, соединять свою волю с волей Божьей и направлять её на борьбу со своей греховной сущностью.
К сожалению, слишком часто мы на своем духовном пути делаем остановки. Мы шли, шли – и вдруг остановились. Дальше не хотим идти. Не хотим бороться с греховными склонностями, и не очень переживаем об этом. Мы свыкаемся с обиходом греховным, привыкаем к тому, что в нашем сердце есть как порок, так и добродетель, думая, что грех неизбежен. Будем помнить слова апостола Павла: «Ничто нечистое не войдет в Царство Божие»! Будем постоянно просматривать багаж своей души! Нет ли в нем грехов, от которых мы можем начать избавляться прямо сейчас, заполняя пустые места противоположенными добродетелями! Для этого требуется пробудиться от спячки греховной, как в своё время пробудилась преподобная Мария Египетская.
Священник
Сергий Канов,
настоятель храма Иоанна Богослова с. Антипинки.