Всё, что память забывает, сердце помнит, сердце знает…
Л. Дербенёв.
Наталья Кирилина
Вспоминаю встречу двухлетней давности в Новочебоксарске. Сижу в гостях у Клавдии Петровны Игошиной. Давно хотелось с ней побеседовать, ведь так мало осталось тех, чья юность выпала на тяжёлые годины нашей страны. Память ведёт её по крутым тропинкам лет. Плавно идёт рассказ Клавдии Петровны.
«Я родилась в селе Кудеихе в семье Короткова Петра Захаровича второй, после брата Сергея, в феврале 1926 года. По-уличному нашу семью звали Захарчевы, т.к. в селе несколько семей было с фамилией Коротковы. В 1929 году семья и ещё 7 хозяйств переехали на жительство в заброшенный посёлок Пустынь, который находился в 3 км западнее Кудеихи. Радовались: бывшие монастырские земли были распаханы. Все прибывшие построили дома, получилась красивая небольшая улица. В нашей семье появлялось пополнение: 4 брата и 2 сестры, последняя Тамара родилась в 1942 году. Вскоре на Пустынь перевезли свои дома Белянчиковы, Игошины, Сусловы. Убрали амбары, построили ещё один порядок. Потом прибыло ещё пополнение, появились переселенцы из Нижегородской области: Дементьевы, Демидовы.
Дети подрастали, ходили пешком в школу в Кудеиху: брат Сергей, я, Клавдия Короткова, Николай Верхов, Маруся Белянчикова. Учителями были супруги Рябовы: Евдокия Ивановна и Степан Фёдорович. Очень их уважали на селе за грамотность (они окончили Порецкую учительскую семинарию), при встрече с ними здоровались, поклонившись в пояс. Образовался колхоз им. Танева, названный в честь болгарского коммуниста. В 1937 году на собрание, которое проходило в конторе, расположенной во 2-й половине нашего дома (отец был председателем колхоза), приехал представитель – учитель Грачков. Говорили о разных делах в колхозе, а потом он вдруг спросил: «Как назовём колхоз?». Я стояла в дверях и, как на уроке, громко ответила: «Имени Чкалова». В это время было много разговоров о знаменитом лётчике. Так колхоз приобрёл новое название. Колхозники все трудились добросовестно, до войны построили коровник, свинарник, платили хорошо.
Тревожно стало в посёлке, когда началась война. К этому времени я окончила 7 классов. Училась хорошо, Похвальные грамоты получала после окончания каждого класса. Хотела документы подать в Порецкое педучилище. Но отец сказал: «Стоит ли учиться? Меня на фронт заберут, кто будет матери помогать? Брата Сергея тоже возьмут в армию». Когда отца взяли на фронт, председателем колхоза стала Короткова Антонина Андреевна. А мне где только ни приходилось работать: телятницей, свинаркой, конюхом! Посёлок был небольшим, остались в нём одни женщины, дети да старик Иван Иванович Кузьмин. В войну спичек не было, чтобы растопить в печи дрова, ходила к соседям за угольками. Спасали от голода огороды. Мальчишки ловили рыбу, делали, черены для лопат. Так как все взрослые работали, за малыми детьми нанимали смотреть нянек 10-12 лет из бедных семей, их кормили, к школе покупали платье.
Пришлось с ноября 1941 по февраль 1942 года быть и на оборонных работах. Срывали правый берег Суры под селом Напольным, рыли окопы, ходы сообщений, мёрзлую землю долбили кайлом. В колхозе к работе относились ответственно. Был такой случай: в первом поле жали рожь, разошлись после работы по домам. К вечеру небо нахмурилось, председательша в набат ударила, все колхозницы собрались и всю ночь работали в поле. В субботу после обеда давали отдых, чтобы помылись в бане. Я очень хорошо косила траву, за председателем колхоза шла второй.
Трудно было в первый послевоенный год, он выдался неурожайным. А вот в 1947 году ржи, пшеницы, проса получили много. Подросли и работники в семье. Я стала проситься учиться, но мать не пустила. В 17 лет меня назначили бригадиром, потом три года работала кладовщиком. После войны председателем колхоза стал Рябов Степан Васильевич, назначил меня счетоводом, я не хотела, но он настоял.
В 1948 году вышла замуж за бывшего фронтовика Игошина Василия Степановича. Он был призван в армию ещё до войны, она-то (война) и застала его в Харькове. Побывал он и в окружении в Сальских степях, три недели питались одними яблоками. Участник боевых действий и на Дону, и на Кавказе, и на Кубани, Керченском полуострове, Крыму. Был артиллеристом, награжден медалями «За взятие Праги», «За взятие Варшавы», орденом Красной Звезды. Жили мы со свекровью дружно. Пелагея была боевой, добродушной. Бывало, когда я с фермы приходила, она говорила мне: «Ну, ты погодь-ка раздеваться, сходи за водой, потом завтракать будешь». И никаких обид, всё мирно, так мы и жили. В июне 1953 года случился на Пустыни большой пожар, и жители стали переезжать в Кудеиху, Кожевенное, Порецкое. Мы с мужем обосновались в Кудеихе. Поставили дом. Жили дружно, муж был настоящим главой семьи, добрым отцом, крепким хозяином. Дружили с соседями. Но смерть рано забрала моего Василия, в 59 лет. Через пять лет после его смерти я продала дом, купила однокомнатную квартиру в Новочебоксарске и живу здесь».
В городе Клавдия Петровна работала техслужащей в школе №9, а затем в Доме быта. Но и на пенсии она не скучала, хороводилась с внуками, вязала, много читала, стараясь наверстать непрочитанное. Дочери закончили ВУЗы, создали свои семьи. Дочь Татьяна второй год как оставила работу педагога, завуча Новочебоксарского химико-механического техникума. Антонина до выхода на пенсию работала экономистом на химпроме. Сын работал водителем в Чебоксарах, последние годы на скорой помощи, возраст всё-таки уже солидный – 68 лет, устал. До недавнего времени обслуживала себя сама, передвигаясь с помощью ходунков, непосильный труд в юности дал о себе знать в старости. Сейчас ноги совсем плохи стали, приходят помогать ей дочери и сноха Лидия.
Её судьба – это рядовая судьба русской женщины: была колхозницей, растила хлеб, воспитывала детей. У неё было всё, что должно быть у женщины: дом, построенный ею и мужем, похожий чем-то на неё своей добротой и приветливостью, хозяйство, дети. Добрые отношения с соседями. Её уважали по работе. Есть у неё и медали. Уже 91 год исполнился Клавдии Петровне, многое довелось пережить. А я благодарю судьбу за встречу с Клавдией Петровной и возможность поведать читателям о её судьбе.
Кудеиха –
Новочебоксарск.