В начале зимы, когда первый снежок припорошил землю, рядом с нашей покосившейся баней, что стоит на берегу Елховки, рухнул старый сухой тополь. Он вырвал своими корнями пласт земли.
В середине ствола упавшего дерева было дупло, выдолбленное старательно дятлом. Я ещё помню тот далёкий стук ушедших лет, когда он мастерил его, и оно с каждым днем становилось всё глубже и глубже.
Дупло никогда не пустовало. Из года в год в нём гнездились различные виды птиц. Сколько появилось пернатых на свет из этого дупла, сказать трудно. И я подумал, какая же всё-таки удивительная птица – дятел.
Я всегда наблюдаю за этой птицей, как, ловко кроша древесину сухого дерева, добирается он до невидимого глазом червячка, оказывает большую помощь молодым деревьям санитар леса.
Он не принадлежит к певчим птицам, не обладает и красотой, но зато поистине дятел – труженик леса. Просто удивляешься его работе.
Природа приучила дятла питаться личинками. Птица уничтожает насекомых, помогает вырасти новому лесу и охраняет его от всяческих вредителей до самой старости. От зари до зари он долбит мертвую древесину, проделывает ходы и дупла.
Через некоторое время в них поселятся совы и многие другие мелкие птицы. Придёт сюда и белка. В дупле она сделает себе гнездо, будет прятать добычу и выводить бельчат. Будет делать сюда свои набеги и куница, уничтожая белок и птиц, не пощадит и самого дятла, трудом которого пользуется всю жизнь.
Тишина в Засурском зимнем лесу воцарилась такая, что, кажется, природа отдыхает, заснула. Только далеко из глубины леса за озером доносится барабанная музыка дятла – удивительной птицы!
В. Родионов,
с. Порецкое.