С уверенностью скажу, что я ровесница газеты, что мое детство, юность, формирование личности шли в ногу с становлением газеты.
В послевоенное время моя мама некоторое время работа курьером в газете. Ее подруга Шмелева Анна Михайловна была наборщиком ручного набора. Я иногда заходила в типографию и с восторгом наблюдала, как тетя Нюра, склонившись над деревянным ящиком с ячейками, виртуозно извлекала металлические брусочки и ставила их в ряд, а буква к букве слово вяжет. Так рождался текст. Помню молодую и красивую наборщицу Дину Маркину. Помню я и тот станок с механическим приводом, маме частенько в свободное время приходилось крутить это колесо. Так что запах типографской краски знаком мне с детства. Позднее в типографиях появились умные строкоотливные машины – линотипы. Магазины шрифтов были разнообразными, что позволяло дизайнерски делать газету интереснее. Петит, корпус, цицеро, нонпарель – эти термины со мной навсегда, как и то, что во времена правления Н.С. Хрущева, называемые хрущевской оттепелью, было много разного рода совещаний, материалы которых срочно с телетайпных лент шли в номер, поэтому работали ночами.
СМИ – такое модное слово, т.е. аббревиатура. Это сейчас СМИ имеют огромный арсенал воздействия на умы и сердца людей, а раньше все коммуникации умещались в черном репродукторе, вещавшем из Москвы. И она, Москва, тогда казалась нам такой далекой, словно Штаты за океаном. Газета – другое дело, она рядом, и работают в ней люди свои, сельские, знакомые или родные. И пишут они о близком и понятном: кто впереди по надоям молока, как идет уборка урожая или сенокосная страда; зимой – механизаторский всеобуч. Узнавали о радостях и печалях родного Поречья, знакомились с литературными творениями поречан.
Функции газеты многоплановы. Именно из «Порецких вестей» узнала я, что так же, как и я, скучает по родным местам Юрий Крохин, живущий где-то рядом, в Челябинской области. Да, родина тянет, снится ночами, она постоянно зовет каждым паровозным гудком, журавлиным криком, а то и просто ветерком с Урала в сторону Поволжья. Это зов родины, это навсегда, и это неизбывно.
Девятнадцатого апреля 2014 года в «Порецких вестях» была моя статья «Запоздалая исповедь» о моих родителях, в основном об отце – участнике ВОВ. Племянница была еще маленькой, когда моего отца, а ее деда не стало, но, чтобы не чувствовать себя Иваном, не помнящим родства, она обратилась к помощи интернета в поисках какой-либо информации о нем, и в одной из ссылок ей была предложена моя статья, где были выдержки из его большого письма о военном периоде жизни. Затем от нее был звонок в редакцию, где дали мой челябинский адрес. Спасибо. Родные люди нашли друг друга. С Катей сейчас (она живет в Чебоксарах) общаемся, выслала ей ксерокопию письма деда, чтобы читала его своим детям.
Много лет в полиграфии работает моя дочь Марина. Начинала с азов, совершенствуясь доработала до начальника компьютерного центра столичной газеты в Казахстане, в Челябинске работает дизайнером в малой полиграфии.
Журналистская стезя нелегка. Сердце журналиста, как и сердце актера и врача, испытывает огромные нагрузки, а порой и просто смертельную опасность, как это часто случается в точках военных конфликтов. Но только истина и только правда движут этими людьми. Как легко оклеветали правду европейские парламентарии, отреклись от нее, поправ и растоптав все права на свободу слова. Как много еще в мире грязи и подлости. И все-таки, как писал русский философ Лосев: «Сотри случайные черты, и ты увидишь – мир прекрасен». Вот на этой светлой мысли и закончу. И где бы мы, поречане, ни жили: в Москве, Челябинске иль Барнауле, душой мы всегда с вами, с нашей газетой, с нашим родным Поречьем. С днем рождения, газета!
Ваш нештатный
корреспондент
М. Демидова,
Челябинск.