И все-таки весна идет, еще одна весна за поворотом нашей жизни. А моя душа сегодня благодарно тянется к сборнику «Литература Поречья», к его авторам – Беловой Валентине Александровне и Голеву Валерию Владимировичу. Спасибо им, взявшим на себя огромный труд по сбору, систематизации, литературной обработке, корректуре данного издания. Но самое главное для меня – встреча с друзьями, с их творчеством. Так и хочется воскликнуть: «Ба, знакомые все лица!». Для меня, живущей сегодня вдалеке от родины, это подарок, это напоминание о людях, с которыми когда-то училась, как Соловьева А.Г., Ефремов И.И., Чистяков В.П. – секретарь РК ВЛКСМ, под чьим руководством я работала инструктором по школам, Грибанов В.И., учивший нас немецкому языку. Его уроки не прошли даром, всё вспомнилось во время поездок в Германию. Ефимович А.К. – наш преподаватель, наставник и воспитатель в годы учебы и в дальнейшей жизни. Виктор Федорович Тонышев – старшее поколение журналистов. Его статьи и особенно фельетоны, острые, хлесткие – не в бровь, а в глаз – помню с юности. С Дугаевой А.И. неоднократно были соавторами сценариев и ведущими литературно-музыкальных композиций во Дворце культуры и в клубах района. С творчеством таких авторов, как Ураков А.И., Федосов А.И., Дугаева А.К., Лоскутов Н.В., хорошо знакома. В сборнике четко прослеживается преемственность поколений. Из молодых «лучиком света» ворвалась в поэзию Вершинина Марина Петровна. Свежо, ново, талантливо, проникновенно, словно повеяло ласковым весенним ветерком. Порой это едва улавливаемое, неясное весеннее томление души, а порой июльская знойная жажда любви и счастья. Это понятно и вполне объяснимо – молодость!
Ты чувствуешь весенний запах ветра
И слышишь песнь звенящей тишины,
А в сердце краски солнечного ветра
И рокот нарастающей волны!
Несмотря на молодость, ее творчеству свойственны духовная зрелость и вера во все доброе.
И вот распят на лобном месте,
И до последнего в глазах
Не боль, не страх пред
злобной местью –
Любовь… с улыбкой на устах!
Понятие любви, доброты, благочестия, уважение к старшим заложены в семье с православными традициями. Ее лирика-исповедь сродни женской поэзии России – В. Тушновой, С. Капутикян, Т. Кузовлевой, А. Ахматовой и других, доказывающих, что «поэт в России больше, чем поэт».
«Стихи – стихия неуемных, неравнодушных непосед, мечтой о счастье окрыленных среди пороков, зла и бед». А это уже твердая гражданская позиция.
Ежедневно со слезами на глазах читаю стихи Василия Федоровича Нестеркина и каждый раз открываю что-то новое: настолько они глубоки, мудры, в них философия жизни, из глубин народных идущая. Талантище! Судьба подарила мне всего лишь одну встречу с ним. И была она у Полтевой М.К., которая попросила его что-то подремонтировать во дворе. За обедом разговор зашел о возвышенном, к чему, видимо, всегда душа его была готова. Он читал свои новые стихи. Как жаль, что я тогда была мало знакома с его творчеством, потому общение было кратким.
Для всех, кто любит поэзию, кто живет возвышенными чувствами, для кого полет души – естественное состояние, кто ценит и любит Слово, кто думает о судьбах своих детей, о будущем России, этот сборник – замечательный подарок. Он вне времени и возраста читателя. Радостно оттого, что соприкоснулась душой с милыми сердцу краями, словно посидела «на склоне горы Лобачевской, над синью притихшей Суры…»
Кто-то скажет – патетика! Нет! На таких, как В. Нестеркин, влюбленных в божественные красоты Поречья, и держится мир. Его поэзия многолика: он то табунщик, то лесоруб, то комбайнер, но в любой ситуации его «струны сердца натянуты в стих». Много повидавший и переживший, он, как и С.Есенин очень тонко чувствует природу: «синеет осень на реке широкой лентой ситца». Разве не так же любил Россию поэт «страны березового ситца»? Глубоко и с большой любовью они рисуют портрет матери. Разве не так же кровоточат их души о судьбе России «не в чужбинном городе, а в родном гнезде холодно и голодно, лихо, брат, тебе». Природа в его поэзии настолько ярка и осязаема, что, читая, видишь яркие пейзажи с полотен порецких художников, словно прогулялся по нашей картинной галерее. Такие стихи, как «Жеребенок», «Табунщик», «Собачка», я бы рекомендовала включить в программу для внеклассного чтения в начальных классах. Когда-то в детстве мы обливались слезами, читая «Серую шейку». Поэзия Нестеркина затрагивает самые тонкие и самые сокровенные струны души. В ней любовь, сострадание и вечная жажда человеческого счастья, теплоты и уюта родного очага, чего он из-за скитаний, видимо, был лишен. Его портретные зарисовки точны и узнаваемы. «Женщина» – посвящение М.К. Полтевой, которая при жизни часто помогала таланту морально и материально:
Речную грусть и скромность ветел,
Березы белой чудный свет
Я в этой женщине приметил
На перевале зрелых лет.
…..
В ней музыкальная стихия,
Певца земли родной черты,
В ней повторяется Россия
Непогрешимой красоты!
М. Демидова,
Челябинск.