В статье «Прежде чем идти в аптеку, примите успокоительное», мне, как автору, хотелось заострить внимание граждан на высокий уровень цен лекарств, о котором мы даже не предполагали в советское время. Вот это подарок «капитализма». Откликов на эту статью не получено, хотя разговоров было предостаточно. Читателей хотелось бы проинформировать и о другом.
Правительство страны, чувствуя обеспокоенность населения высокими ценами на лекарства, социальную напряженность в обществе, было вынуждено утвердить список жизненно важных лекарственных препаратов (ЖНВЛП), на которые установлены предельно допустимые розничные цены. Превышать аптекарям их противозаконно. Таких препаратов в списке в настоящее время 646 наименований, расположенных в 23351 позицию в зависимости от завода – производителя, формы выпуска и других показателей. 67% составляют российские препараты. В каждой аптеке в компьютерной базе данных имеется этот список ЖНВЛП. В 2015 году цены на лекарства несколько стабилизировались. Но в этом списке ЖНВЛП цены на лекарства по многим позициям, особенно по импортным, очень высокие. Как быть пенсионерам, у которых пенсия на уровне прожиточного минимума (8191 руб.)? Всего пенсионеров в районе около 5 тыс. человек, и с прожиточным минимумом их немало. Им не болеть, им лечиться народным средствами, им смириться с судьбой. Интересно, кто и как ведет контроль за предельными ценами на лекарства?
Мало того, правительством России в декабре 2015 года принято постановление № 1289, запрещающее закупки иностранных лекарств, у которых есть хотя бы два российских аналога или стран СНГ. Это коснется и лекарств из списка ЖНВЛП. Социально значимые медикаменты бесплатно выписываются льготникам, их получают российские стационары. На практике действие постановления в первую очередь ощутят пациенты с заболеваниями крови, нервной системы, диабетом и онкологией. Это около 30% больных, аналоги импортных лекарств для которых выпускаются в России. Многие эксперты считают, что эта мера может обернуться ростом смертности и болезней.
И если сравнивать одно и то же лекарство российского и зарубежного производства, в большинстве случаев при одинаковом составе последнее окажется более эффективным и безопасным, потому что на западных производствах применяются более качественные субстанции (т.е. тесто, из которого замешиваются лекарства). Все это нацеливает на развитие фармацевтической промышленности. И государство должно ее развивать, поддерживать, особенно финансируя производство самих основных химических расчетов для изготовления лекарств. Импортные регенты стоят очень дорого (100 евро за 1 грамм и дороже). Для синтеза одного лекарства требуется в среднем около 100 исходных веществ и растворителей, которых у нас в стране не производят. Но даже если хватит на них денег, нам их могут не продать. Кто знает, как завтра повернется к нам политическая ситуация.
Более того, в одной передаче по центральному телевидению промелькнуло сообщение о том, что ФАС России рекомендовало поднять цены на лекарства на 5%, кроме ЖНВЛП. Казалось бы, что связывает ФАС и торговые организации по ценообразованию? Похоже, антимонопольщики хотят и цены контролировать, как в советское время Госкомитетом цен РСФСР.
В целом, на мой взгляд, ситуация с ценами на лекарства не вызывает оптимизма. О снижении цен и мечтать не приходится, сохраняется определенная социальная напряженность.. Хотелось бы знать мнение по этому вопросу и других читателей районной газеты «Порецкие вести».
А. Денисов,
с. Порецкое.